Философия С. Л. Франка

План Введение 1. Жизненный путь и формирование взглядов 2. Понятия «общество» и «общественное» в социальной философии С. Л. Франка 3. Взгляды на общество в политической философии С. Л. Франка Заключение Список литературы Введение 28 января 2007 года исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося русского философа, религиозного мыслителя и психолога Семена Людвиговича Франка.Принадлежа к блестящей плеяде деятелей религиозно-философского ренессанса XX в. в России, он в своих трудах произвел попытку грандиозного синтеза рациональной мысли и религиозной веры. К такому выводу приходят знатоки истории русской философии - современники С.Л. Франка и нынешние исследователи, историко-философская компетентность которых выше каких-либо сомнений.

Так, В.В.Зеньковский утверждал о безоговорочном превосходстве Франка над всеми остальными русскими философами, а с точки зрения И.И. Евлампиева, высказавшего претензии историкам русской философии в отсутствии у них критицизма, творчество С.Л. Франка « обозначает высшую точку в развитии нашей национальной философской традиции, и, по всей видимости, именно от достигнутого им начнется в XXI веке новый этап развития философской мысли России». Опора на многовековую традицию христианского платонизма, системность мышления, ясность и отчетливость литературной формы, не мешающая мистической глубине интуиции, — все это выдвинуло Франка в ряд наиболее чтимых мудрецов нашего века. Тем более интересны его опыт упорядочения «беспокойной» и неклассичной области русской политической мысли (в которой и сам он прошел положенный трудный путь «от марксизма к идеализму») и попытка построения цельной концепции социальности.

В своей работе я хотела бы подробнее остановиться именно на его учении об обществе, которому он посвятил книгу «Духовные основы общества». 1.

Жизненный путь и формирование взглядов

2. Общественность — это коллективное единство, реализованное через внешне... Франк утверждает единство, соотносительную связь, гармоническое взаимн... Франка Размышления об обществе Франк продолжает в своей политической ф... С точки зрения этой закономерности всякая революция обходится народу с...

Заключение В заключение хотелось бы отметить, что для С. Л. Франка был характерен всесторонний, целостный и диалектический подход к анализу социально-политических явлений и процессов.

Он изучал их и как социолог, и как философ, и как религиозный мыслитель, постоянно фиксируя дуализм и внутреннюю противоречивость общественной жизни. Общество есть, согласно Франку, единое существо, самобытная, внутренне целостная реальность, особый, духовно связанный организм. Это не механическая сумма изолированных субъектов, это единство неких общих человеческих начал и сил, действующих в единичных людях и через их посредство сказывающихся в реальности их совместной жизни. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторой степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть «первичное свойство всякого сознания». Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

Общественным идеалом, по мнению философа, является соборность, представляющая собой особую форму социальной организации, свидетельствующую о том, что за эмпирической связью людей стоит «идея-святыня», которой они служат, и которая является животворной силой, сплачивающей людей в подлинную целостность.

С. Л. Франк вошел в историю социально-политической мысли как «либерал-консерватор» и государственник, стремящийся раскрыть метафизические начала политических процессов, увидеть их религиозно-этическую глубину. В настоящее время в нашей стране происходит процесс создания идеологической парадигмы и выработки национальной идеи на основе доминирования христианских ценностей.

Поэтому обращение к философии С.Л. Франка является обоснованным, так как он освоил огромный этико-философский пласт христианской религии, истолковав некоторые аспекты ее с позиции рационалистического гуманизма. Список литературы 1. Зеньковский В.В. История русской философии М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 2. Франк С.Л. Введение в философию СПб 1993. 3. Франк С Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. 4. Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения М 1990. 5. Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность //Непрочитанное : статьи, письма, воспоминания М 2001. 6. Франк С. Л. Очерк методологии общественных наук. // Сочинения М 1990. 7. Франк С.Л. Проблема власти.//Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры СПб 1910. 8. Франк С. Л. Реальность и человек М.: Республика, 1997. 9. Франк С.Л. Свет во тьме. – М.: Факториал, 1999. 10. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. 11. Франк С. Л. Философия и жизнь.

Этюды и наброски философии культуры СПб 1910. 12. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма./Опыт русского либерализма М 1997.