рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПУТЬ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ В ФИЛОСОФИЮ

ПУТЬ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ В ФИЛОСОФИЮ - раздел Философия, Философские взгляды Григория Сковороды Путь Григория Сковороды В Философию. Путь Г.с. Сковороды В Философию Был Длин...

ПУТЬ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ В ФИЛОСОФИЮ. Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным.

Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение.

А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в образе "старца" - бродячего философа-наставника.

Из чего же состоял этот предфилософский путь? Григорий Савич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет он учился в Киево-могилянской духовной академии. Потом находился в придворной певческой капелле в Санкт Петербурге. В 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.

Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища " Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, то он не согласился, вследствие чего был уволен.

В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.

К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают его мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом.

Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением его собрания сочинений, изданного проф. Багалеем (Харьк 1894), явилась возможность приступить к их изучению. За годы, потраченные на учебу и преподавание, у Григория Сковороды не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.

Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной обстановки, которая резко меняется - с другой. Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихотворения, составлял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.

Своеобразие исторического момента заключалось в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, которое сопровождалось моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной запущенностью [4]. Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которая потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что при негативном отношении к миру, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали.

Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал. Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила его как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные произведения.

Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен под названием "Басни Харьковские", сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве и власти, Григорий Сковорода прославляет человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей. Басни Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его философскому творчеству.

Уже в баснях звучит один из его главных философских принципов. Его суть заключается в признании законными и естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые отвечают естественному, а не социальному отличию людей. Мораль его басен часто превышает их непосредственный сюжет [3]. Необходимость перехода от творения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явно чувствуется в морали басни №19: "…Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие - составляют мир этот и нужны друг для друга.

Кто тьма - пусть будет тьмой, а сын света - пусть будет светом. От плодов их распознаете их…". 2. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА СКОВОРОДЫ "Мир ловил меня, но не поймал" Г.С. Сковорода Формально философская система Сковороды заключается в одной строке.

Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров". Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно из трактата "О Боге": "…Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, вторая - невидимая. Видимая натура зовется твар, а невидимая - Бог У древних [людей] Бог звался “ум всемирный”. Ему в них были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и др. А у христиан самые известные ему имена такие: дух, Господь, царь, отец, ум, истина Что же касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и др. …". Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего - "вижу всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды.

Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, что придерживается библейской легенды о создании мира Богом на протяжении шести дней. Взгляд Сковороды на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием.

Он смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства.

Он не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: "познай самого себя" Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.

Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.

Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага Сковорода советовал: не входить в "несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у него название "несродности". Указать свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье.

В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Он старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера. В отличие от церковного, Бог у Сковороды - вечное начало - неуловимый и невидимый, поскольку он, " будучи присутствующим во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, часовой и пространственной характеристики". Такое понимание Бога, что отождествляется с природой, получило в философии название пантеизма.

Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философом Джоном Толандом, хоть представления о тождественности Бога и природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой. Представление Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществует рядом, хоть невидимая натура всегда первична - то есть в Сковороды цель развития материи задана Богом. Поскольку какое-нибудь развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития.

Эти границы саморазвития заданы Богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных Богом - естественными законами - границ. Весь мир по Сковороде состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия.

В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Что же скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также владеет двумя натурами - видимой и невидимой. Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает у себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из параллельных бесчисленных миров.

В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего значения, потому что через внутреннюю суть отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией. Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека.

Обратимся к трактату под названием "Симфония, названная книга АСХАНЬ, о познании самого себя". В этом трактате, от имени одного из действующих лиц "Вторая" - задается вопрос с последующим на него ответом: "…А что же такое человек? Что бы оно не было: или дело, или действие, или слово - все то напрасность, если оно не получило своего осуществления в самом человеке вся эта ризновида плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость сходится в человеке и пожирается в человеке. …". Следовательно, согласно с представлениями Сковороды, все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме.

Из позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к Богу без посредников, потому что Богом является сама природа, а человек - ее творение познавая Бога - познает самого себя. В этом значении Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемой мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножения человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья.

Быстрее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем умнее и скромнее должны быть его потребности. Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, названной "Еродий": “…Умей малым ты удовлетворятся.

За большим не женись, Сети брошены на ловы, их ты весьма берегись. Я говорю вам, что не нужно жить в роскошах, На таких, говорю, повсюду распинают сети. Триста упало в неволю из страсти в этом времени, Шестьсот плачут в болезнях - очень были лакомые. …". Что же касается счастья, то оно связано не с удовольствием все растущих материальных потребностей, а с радостью труда [5]. Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как: "мир есть пир бешеных, торжище которые качаются, море которые волнуются, пекло которые мучаются", а в другом, как: "мир есть море которые топятся, страна является язвой прокаженных, ограждение свирепых львов, острог привлеченных, торжище блудных, печь, распыляющая страсти, пир бешеных, хоровод пьяно-сумасбродных, и не протрезвятся, пока не устанут, кратко сказать, слепые за слепым в бездну грядущие". Возможность преодоления человеком моральных недостатков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека.

Вообще науку о человеке Сковорода считает выше всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека.

Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном результате, выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема "родственного труда" - эта одна из самых важнейших тем, которые развиваются Сковородой. Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что приобрела значение общего принципа, который определяет не только человеческое счастье, но даже значение человеческого бытия.

Третьим из существующих "трех миров" - является символический мир, который отождествляется Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур - внешней и внутренней. Сковорода считает, что представлено в Библии легенды - это фантазия, обман, фальсификация, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложенное таинственное значение, полезное и поучительное знание - с другой.

Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с глубоким внутренним значением. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - это случайное, явление, которое вносится в природу, а внутренняя натура - это истинный источник красоты. Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода заключает, что человек осуществляет прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда она согласует свое поведение и образ жизни со своими естественными склонностями.

Необходимо отметить, что как богослов, Сковорода находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, Сковорода имел для Украины значение всею своею жизнью: он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений.

Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, Сковорода умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В Сковороде как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты Сковороды; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни.

Многочисленные сочинения Сковороды делятся, по форме своей, на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты "Наркис, разглагол о том: узнай себе" и " Асхань, или симфония о познании себя самого": они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды.

К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении: "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766): это - конспект курса, читанного молодым дворянам в харьковском коллегиуме.

Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения Сковороды: "Израильский змий" (1776), "Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (написаны в конце 80-х гг.). " Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775) - лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии - в чем заключается счастие человека. Сочинения С.: "Борьба архистратига Михаила с сатаною" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их - "легко быть благим". К литературным сочинениям Сковороды принадлежат " Харьковские басни" (1774 г); каждая басня состоит из фабулы и силы, т.е. указания ее внутреннего смысла.

К басням примыкают притчи: "Благодарный Еродий" (трактуется о воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны в 1787 г). Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал "Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания": все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам.

Не вошли в состав "Сада" басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, ему принадлежат несколько переводов. Первым трудом Григория Сковороды, появившимся в печати, был трактат " Наркис или познай себя", напечатанный без имени автора, под заглавием "Библиотека духовная" (СПб 1798); затем были напечатаны его "Начальная школа по христианскому добронравию" ("Сион. Вестн. ", 1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о душевном мире" (М" 1837), " Беседа двое" (М 1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837), "Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839), "Сочинения в стихах и прозе" (СПб 1861: 5 трактатов С стихотворения, переписку и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти Сковороды, были изданы под редакцией проф. Д.И. Багалея " Сочинения Г.С. Сковороды" (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения автора: по цензурным условиям не вошли в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский змий" напечатан лишь отрывок [6]. 3. СВЯЗЬ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДСТВА СКОВОРОДЫ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ В философском учении Сковороды самым сильным и ярким для современности является тезис о счастье человека и человечестве в целом.

У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни.

Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через высказывание Сократа: "…Другой живет для того, чтобы есть, а я - ем для того, чтобы жить. …" - которым Сковорода открывает свой трактат под названием "Икона Алкивиадска". Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает человеческую "природу" от примитивной ее сводки к потреблению и пользе.

Сам он избрал такой образ жизни, который с его слов помогал ему не "жить лучше", а "быть лучше". Стремление "быть лучше" он связывал с понятием "чистой совести": "лучше час честно жить, чем опоганить целый день". Наибольшей глубины тезис о счастье достигает в тот момент, когда Сковорода определяет саму суть "честной жизни" и "чистой совести". Оказывается, эта суть раскрывается через трудовую деятельность человека.

У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. У него труд - это не обязанность, не долг, не принуждение (как общество считает сегодня), а, напротив, свободный выбор человека. Процесс труда рассматривается как наслаждение и ощущение счастья даже независимо от его результатов.

Такому труду Сковорода дает определение "родственная". Разделение людей, которые занимаются "родственным" и "неродственным" трудом - это и есть самая глубокая мысль, на которую можно опираться при решении современных проблем человечества. Мысль о том, что счастье человека заключается в труде, и что она сделала мартышку человеком, посещала много философов и раньше. Но определение труда из позиций источника свободы и счастья, или источника страдания и несчастья людей встречается достаточно редко.

У Сковороды впервые эта тема определилась как главная и в литературных произведениях, и в философских трактатах. Все его творчество исходит из понимания того, что человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным счастьем - "родственный" труд. Труд же "неродственный" - источник деградации и человека, и человеческого общества. Современный экологический кризис - это свидетельство того, что человечество занимается в основном "неродственным" трудом и еще не осознало роль "родственного" труда, связанного с сутью самого человека.

Только на основе познания человеком своих естественных способностей - своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития. Передовая часть человечества чутко улавливает это мнение Сковороды. Мировая общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете зависит в большей мере не от того, что люди умеют делать, а от того, на что направлена их деятельность. Занятие "родственным" трудом налагает отпечаток и на образ жизни человека.

Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель Лев Толстой любил Сковороду именно за то, что его образ жизни гармонировал с его учением. Сам же Толстой страдал от дисгармонии между собственным учением и бессилием порвать с жизнью, не соответствующим его идеалам [2].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философские взгляды Григория Сковороды

Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Имя украинского философа и поэта-баснописца, автора стихотворений, басен в прозе, песен,… Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей… А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в образе "старца" - бродячего философа-наставника.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПУТЬ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ В ФИЛОСОФИЮ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги