рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философский анализ трансформаций свободы (логико-исторический аспект)

Философский анализ трансформаций свободы (логико-исторический аспект) - раздел Философия, Оглавление Стр. Введение 2-13 Глава 1.анализ Трансформаций Свободы В Истории ...

Оглавление стр. Введение 2-13 Глава 1.Анализ трансформаций свободы в истории классических философских учений 14-1.Онтологические компоненты свободы. 14-2. Гносеологические аспекты и трансформации свободы. 33-58 Глава 2. Анализ социальных и экзистенциальных трансформаций свободы 59-1. Социальные трансформации свободы. 59-2. Экзистенциальные трансформации свободы. 118-134 Заключение 135-139 Список литературы 140-154 Введение Актуальность исследования. Проблема свободы актуальна и нуждается в глубоком философском исследовании.

К этой теме обращались не только отдельные выдающиеся мыслители, но и целые философские течения, такие как марксизм, экзистенциализм, философия Франкфуртской школы, ибо свобода относится к числу вечных, подлинно философских проблем, заставляющих человеческую мысль работать с полной отдачей. Для европейской культуры свобода выступает как одна их основополагающих идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной.

Понятие свободы пронизывает все сферы активности человека и общества. Свобода важнейший модус мироотношения человека и пребывает в эпицентре его жизненных устремлений. От того, как понимается свобода, выстраиваются различные концепции смысла и ценности жизни. Новые формы деятельности в том числе и достижения благосостояния могут воплотиться в действительность, если будут основываться на глубоких знаниях о человеке и его предназначении, его возможностях реализовать свою свободу.

Свобода насквозь дуалистична и антиномична, внутренне противоречива и амбивалентна. Свобода рождается там, где совершаются переходы от внешнего, к внутреннему и обратно. Но свобода, как показывает история экономическая и интеллектуальная испытывает различные и подчас противоположные друг другу трансформации.

Так, когда она достигает сознания, то становится чисто гносеологической свободой, и, пребывая в данном состоянии, испытывает процесс умирания. См. Об этом хорошо говорит Г.Ланц в своей статье Свобода и сознание К столетию со дня смерти Фихте. См. Вопросы философии и психологии. М 1914, кн. 122 2 . С.20. Однако, рассматриваемая онтологически и экзистенциально, свобода, как будто бы пророчит себе долгую жизнь и, тем не менее, тут же перестает бытийствовать как только кончается сам творческий акт. Поэтому нам представляется крайне важным исследовать именно трансформации свободы как особенности ее видопроявления в истории философской мысли.

Трансформации свободы в целом можно определить как понятие, характеризующее качественные изменения свободы, появление ее новых форм, существование различных концепций, сопряженных с преобразованием ее внутренних и внешних проявлений. Трансформации свободы - это различные ее формы, модификации и видопроявления в процессе развития философского знания.

Множественные модусы бытия находят свое выражение в широком спектре концепций, рассматривающих понимания свободы и присущие ей антиномии. Свобода всегда будет представляться человечеству такой универсалией, которая фиксирует возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. М. А. Можейко отмечает В историческом контексте европейской культуры доминирующим оказался аспект свободы, артикулируемый в классической философской традиции как свобода воли. Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке проблематики свободы воли является развитие понятия свободы в контексте философии власти, определяющей последнюю именно как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта Можейко М.А. Свобода Всемирная энциклопедия.

Философия. XX век. М 2002. С.667 . Актуальность нашего обращения к богатому идейному потенциалу немецкой классической и марксистской философии продиктована тем обстоятельством, что тут имеется проблема огромной важности.

Марксизм особенно ортодоксальный, к которому, кстати, трудно отнести философию большевизма онтологизировал свободу. Многие наши отечественные философы например, Н.А. Бердяев начинали как марксисты и чаще всего рассматривали свободу как творчество. Затем, разочаровавшись в марксизме, все больше уходили в сторону осознания парадоксальности свободы. Конец XX века в нашей стране отмечен пониманием свободы как вседозволенности, возможностью поступать так, как хочется.

Эта свобода воли может оказаться злой, если последняя мнит себя в виде абсолютной мощи. Данное движение уже запечатлело свою силу в ментальном развитии от Фихте к Марксу, которому предшествовала в свою очередь богатейшая панорама различных более мелких изменений, связанных как с теоретическими, так и с духовно-практическими начинаниями и увенчавшихся созданием грандиозных систем свободы Шеллинга, позднего Фихте и Гегеля. При этом нарастал как гносеологизм в понимании оснований свободы, так и онтологизм, который требовал, в свою очередь, решительного действия.

Но интеллектуалы особенно иррационалистического и ортодоксально- марксистского направлений не учли богатейшего мыслительного потенциала, заключенного в ранней системе Маркса. Они быстро прошли мимо ведущего понятия трансцендентального субъекта, который, как показывает анализ, всегда оставался в поле зрения Маркса, да и у Гегеля трансцендентальные аргументы совершенно не утрачивают до конца живительной силы об этом подробно говорится в труде В. Хесле Гении философии нового времени. Немецкая классическая философия - не просто закономерный этап в развитии мировой философии.

Многим он представляется вершиной развития философии вообще. И для этого есть основания. Сам термин немецкая классическая философия, как известно, впервые употребил Фридрих Энгельс. В мировой философской традиции этот термин не прижился, его употребляют в основном марксистско-ориентированные ученые.

В немецкой философии этот период называют немецким идеализмом deutscher Idealismus. Но влияние философов периода немецкой классики на формирование и развитие классического марксизма трудно переоценить, в чем неоднократно признавались сами К. Маркс и Ф. Энгельс. Думается, что неслучайно именно в Германии возникли труды, во многом перевернувшие представление о традиционной философии. Немецкий язык замечательно приспособлен именно к выражению наиболее сложных философских понятий и их тончайших оттенков по сравнению с французским и английским.

Это впервые заметил еще И. В. Гёте, хотя он же и иронизировал по поводу того, что немцы бьются над разрешением философских проблем, а тем временем англичане, с их практической сметкой, смеются над нами и завоевывают мир Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М 1986. С. 327 И именно на немецком языке впервые были сформулированы непреходящие по своему значению мысли о человеческой свободе, от которых веяло свежестью оригинальности и новизны.

Но не только немецкая классическая философия затрагивала видопроявления трансформации свободы. Во второй половине XX века сторонники неклассической философии, так или иначе, обращаются к этой проблеме, предлагая собственные ее трактовки. Автор исследования не ставит своей целью провести их всесторонний анализ. Мы лишь намерены выявить основные, базисные компоненты, оригинальные и типичные особенности соответствующих трактовок свободы. Исходя из огромного многообразия концепций и трактовок свободы, ее трансформации от онтологического аспекта в гносеологический, или из экзистенциального в социальный аспект, мы предлагаем дать их определенную типологию с тем, чтобы наше исследование не превратилось в калейдоскоп сменяющих друг друга имен и учений, так как, логические выводы в такой ситуации будут невозможны.

Мы исходим из того, что любая классификация в принципе является лишь схемой, которая только в общих чертах отражает реальность.

В связи с этим, кто-то может считать отнесение того или иного мыслителя, либо учения к определенному типу не правомерным, не адекватным. Чтобы этого не случилось, автор хотел бы обратить внимание на то, что всякое заслуживающее внимание философское учение в определенной мере опирается на предшествующие, даже в том случае, если оно отрицает какое-то из них. Поэтому, при желании, можно всегда обнаружить влияние самых разных философских школ на интересующий нас аспект. Тем более что конкретный мыслитель подвержен различным концептуально-теоретическим влияниям на протяжении всей его жизни то, что характерно для мыслителя на заре его философской карьеры может не быть таковым на ее закате. Однако это вовсе не означает того, что следует, отказаться от какой бы-то ни было типологии или классификации.

Ведь в противном случае, невозможно дать научный анализ любого понятия, а сама философия трансформировалась бы в разновидность литературы, что недопустимо. Итак, аспекты трансформации свободы, на наш взгляд, можно подразделить на четыре типа 1. Тип - онтологические концепции свободы и все, что связано с основанием понимания этого термина. 2. Тип - концепции гносеологического плана, в том числе, в немецкой классической философии. 3. Тип - социально-политические, социально-идеологические или, шире, социальные концепции. 4. Тип - экзистенциальные концепции свободы.

Эту типологию автор выявил для анализа структуры свободы, ее трансформации, а так же механизма ее зарождения и функционирования с тем, чтобы полученные результаты могли стать своеобразным методологическим основанием для конкретно-научных разработок в этой области.

Именно этому и посвящено настоящее диссертационное исследование. Степень разработанности проблемы. Фундаментальная проработанность проблемы свободы отмечена трудами И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля. Различные трактовки свободы на сущностном уровне рождают противоречащие друг другу монистические и плюралистические концепции.

Формально об этом можно говорить на основании существования различных интерпретаций свободы. Достаточно популярна сегодня интерпретация свободы как возможности выбора экзистенциализм. Но продолжает сохранять свои позиции и понимание свободы как осознанной необходимости Б. Спиноза, Ф. Энгельс. В сущности расхождений взглядов мыслителей на свободу лежит человеческое отношение к уникальности своего бытия. Проблематика уникальности всегда присутствовала в советской философии.

Это труды К. Н. Абульхановой-Славской, В. Е. Кемерова, А. Н. Леонтьева, А. Г. Мысливченко, В. П. Тугаринова, И. Т. Фролова. В рамках деятельностного подхода свобода анализировалась Л. П. Буевой, Э. В. Ильенковым, М. С. Каганом, В. А. Лекторским, Г. В. Мокроносовым. При рассмотрении проблем человеческого общения о свободе писали Г. С. Батищев, В. Ф. Ломов, А. А. Титаренко. В настоящее время специфичность проблемы уникальности, как измерения свободы, осмысливается А. В. Грибакиным, Л. Г. Иониным, О. М. Панфиловым, Л. А. Мясниковой и другими исследователями.

Обозначенная тенденция в теории свободы получает серьезное основание. В истории развития понимания свободы с древних времен понятие творческой свободы вытесняет понятие свободы от препятствий. У Сократа и Платона речь идет, прежде всего, о свободе и судьбе, у Аристотеля о свободе от политического деспотизма у Эпикура, стоиков о бедствиях человеческого существования, связанных с ограничением свободы и стремлением к ней. В средние века трактуют о свободе от греха и о благодати, с которой соотнесено понятие свобода. В эпоху Ренессанса под свободой понимается беспрепятственное и всестороннее развертывание сущностных потенций личности.

Со времени Просвещения просыпается дух историзма и возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и естественного права Т. Гоббс, Г. Гроций. В немецкой философии, начиная от М. Экхарта, включая сюда Г. В. Т. Лейбница, И. Канта, И. В. Гёте и Ф. Шиллера, ставится вопрос о свободе как о постулате нравственно- творческого соответствия сущности и ее развития.

У молодого К. Маркса можно проследить ту мысль, что свобода как закон жизни должна быть и законом жизни отдельного человека. Он исходит из того убеждения, что свобода это возможность развертывания позитивных потенций индивидуума и общества в процессе их самодвижения и развития. И, тем не менее, всестороннего анализа марксовой концепции свободы в существующей литературе найти пока трудно, поскольку философия Маркса начала разрабатываться наиболее активно в последние десятилетия.

Обнаружились новые эвристические возможности принципа трансцендентализма и экзистенциальной философии. Исследование проблемы гносеологических и экзистенциальных трансформаций свободы становится возможным, прежде всего, после тщательной реконструкции самого марксова учения и тех неомарксистских, постмарксистских концепций, которые сопровождают данное учение уже в первые десятилетия XX века. Особую ценность для нас в этом смысле имеет учение о надежде Э. Блоха, который восстановил эвристический потенциал марксова понимания свободы.11 См. Блох Э. Тюбингенское введение в философию.

Екатеринбург Издательство Урал. ун-та, 1997 С.151. Необходимо отметить, что большое значение для нас при этом имели не только труды наших современных отечественных исследователей А. Б. Баллаева, П. П. Гайденко, П. А. Горохова, А. В. Лукьянова, К. Н. Любутина, Н. В. Мотрошиловой, А. М. Максимова, В. А. Малинина, И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана, Д. В. Пивоварова, но и работы зарубежных философов Е. Бенца, В. Бриде, Г. Риделя, В. Хесле, Ю. Хабермаса, Г. Гирндта, Р. Лаута, У. Розена, в которых даны не только новые трактовки учения о свободе Маркса, но и выявлены творческие потенции дальнейшей реконструкции идеи свободы у Фихте, Шеллинга, Гегеля, потенции, которые могут быть использованы и в процессе более глубокого прочтения Маркса.

В целях выработки наиболее цельного представления о свободе и путях ее генезиса диссертант считает возможным реконструировать и учение Г. В. Плеханова, которое стоит неким особняком в марксистском понимании свободы, но которое, тем не менее, продолжает традиции немецкой классической философии.

Если Плеханов рассуждает в духе онтологизма на данный момент обращает внимание А. Ф. Замалеев, то Э. Блох в духе экзистенциального гносеологизма, т.е. выхода, в конечном счете, на путь экзистенции. Однако обобщающих исследований такого рода автор еще не встретила исследований, где история философии, выступая в качестве основного предмета рассмотрения, генерировала бы, тем не менее, оригинальные выводы онтологического и гносеологического характера.

Вспомним, что для Гегеля история философии - это история восхождения мысли к самой себе и, тем самым, нахождение самой себя, а поскольку философия есть движение духа к самопознанию, его саморазвитие к абсолютному знанию, постольку философия и история философии оказывались у него тождественны.

В связи с этим можно встретить исследования, в которых делается акцент на движении от Г. Гегеля к И. Г. Фихте вспомним работы Б. Бауэра, или акцентируется внимание на главной магистрали И. Кант - И. Г. Фихте - Г. Гегель. Есть и труды, где анализируются параллели между Марксом и поздним Шеллингом Ю. Хабермас и К. Ясперс. Но во всей этой картине не чувствуется некой общей логики, которую можно было бы восстановить, включив в панораму исследований различные толкования трансцендентального субъекта. В связи с этим диссертант анализирует новейшие труды тех исследователей, которые вновь обращаются к идейному богатству сочинений Фихте, Шеллинга, Гегеля, а также представителей младогегельянства особенно А. Цешковского, Б. Бауэра, М. Гесса, молодого Маркса. Это работы Н. В. Громыко, В. В. Ильина, В. Кувакина, В. Н. Кузнецова, В. А. Лекторского, А. В. Лукьянова, М. К. Мамардашвили, Л. А. Микешиной, В. С. Степина, Н. А. Сурковой.

Чтобы свобода действительно выступала в качестве важнейшего принципа познания и действия, ее нельзя подменять ни понятием духовного Я , ни понятием экзистенции.

Свобода имеет более широкое функциональное и методологическое поле исследований, к которому автор и обратилась в ходе выполнения настоящего диссертационного исследования. В качестве объекта диссертационного исследования у нас выступает свобода, взятая во всех своих проявлениях. Предмет исследования трансформации понимания свободы в истории философской мысли. Методологической основой диссертации являются методы анализа и синтеза, единства логического и исторического, а также метод структурно-функционального анализа и принципы разработанные в классической западной философии например, принцип трансцендентализма, принцип напряжения между системой и проблемой И. Г. Фихте, А. Либерт и т.д Основу диссертации составляет философский принцип развития, поскольку все концепции свободы анализируются в постоянном движении и самодвижении, что неизбежно связано с трудностью понятийной фиксации.

Исключительно рациональный подход к рассмотрению свободы и ее трансформаций не всегда срабатывает, поэтому неизбежно привнесение иррациональных моментов, что демонстрируют, скажем, разнообразные экзистенциалистские течения.

Источники исследования в основном следующие это труды И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, Б. Бауэра, молодых К. Маркса и Ф. Энгельса, сочинения зарубежных и отечественных марксистов А. Бебеля, К. Каутского, Э. Блоха, Д. Лукача, В. И. Ленина, А. А. Богданова, А. В. Луначарского, труды советских, современных отечественных Н. Бердяева, Н. В. Мотрошиловой, А. М. Максимова, В. А. Малинина и зарубежных философов Ж П. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас и другие. Целью диссертации является исследование трансформаций понимания свободы в ходе развития философской мысли.

Данная цель может быть конкретизирована в виде следующих задач, которые ставит перед собой автор проанализировать онтологические трактовки свободы, в контексте анализа трактовок отчуждения в истории философской мысли выявить и исследовать гносеологические концепции свободы, прежде всего, в немецкой классической философии проанализировать феномен отчуждения в его связи с трансформациями понимания свободы определить условия возникновения и функционирования социальных компонентов трансформации свободы в марксизме вскрыть и проанализировать механизм функционирования свободы в экзистенциальных концепциях.

Научная новизна диссертации. 1. Дана авторская собственная трактовка трансформации свободы 2. Выявлен тот факт, что видопроявления свободы способны трансформироваться друг в друга 3. Предлагается собственное видение отчуждения в тесной связи с анализом понимания свободы 4. Определены условия возникновения социальных компонентов трансформации понимания свободы, на основе марксистских учений 5. Обосновано, что в экзистенциальных трансформациях свободы она предстает как важнейший фактор формирования культуры и цивилизации.

Теоретическая значимость полученных результатов. Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результата могут быть использованы как в качестве возможного логико-онтологического основания дальнейших философских исследований проблем трансформации свободы, так и в качестве социально-экзистенциальных инструментов научных изысканий в этой области.

Практическая значимость полученных результатов. Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы как в ходе анализа оснований и конкретных видопроявлений свободы, так и при разработке путей трансформирования свободы.

Кроме того, положения и выводы диссертации будут полезны при разработке лекционных курсов и семинарских занятий по философии, а так же при подготовке спецкурсов по онтологии и теории познания, социальной философии и др. Апробация работы. Основные выводы диссертации докладывались автором на Международной научной конференции Основания XXI века. Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий , Уфа, 29-30 мая 2001 г на третьем всероссийском философском конгрессе Ростов н Д 16-20 сентября 2002 г на научной конференции Антропологический принцип в философии и проблема развития личности в начале XXI века, посвященной юбилею основателя кафедры философии Уральского государственного технического университета профессора Мокроносова Германа Викторовича, Екатеринбург, 11-13 ноября 2002 г на всероссийской научной конференции Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий, посвященной памяти П. А. Сорокина 1889-1968 гг. Уфа, 21-22 апреля 2003г на международной научной конференции Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества Уфа, 26-31 мая 2004г на международной научной конференции Иммануил Кант и философская мысль России история и современность Оренбург, 17-18 декабря 2004 г По теме диссертации опубликована монография Гносеологические и экзистенциальные трансформации свободы в немецкой классической и марксистской философии и 6 работ общим объемом 1,2 печ.л. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего библиографию на английском и немецком языках всего 199 наименований. Глава 1.

Анализ трансформаций свободы в истории классических философских учений

3. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте ... Если все обстоит так, то мы стоим перед лицом совершенно уникального ф... I.H.Fichte Leipzig, 1862 Bd. Тем самым, единственно возможным в логике Ф.

Онтологические компоненты свободы

S.140-152 И как отмечал Шеллинг, Гегель недостаточно провел логическое... Чтобы понять особенный смысл этого отставания рефлексии от отставания,... 456 . Соч Т. Понимание свободы неоднозначно ее рассматривают как самодетерминирован...

Социальные трансформации свободы

Мифрил, 1993 С.18. Согласно Марксу, действуя, созидая и разрушая, люди творят историю. Такого рода связи, существующие до того, как процесс индивидуализации ... Возможности, которые несет в себе человек, есть само предназначение че... Маркузе.

Заключение

Заключение В ходе проведенного исследования нами установлено, что свобода не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее и неподвижное. Она испытывает онтологические, гносеологические и экзистенциальные трансформации. На самом низком и сугубо биологическом уровне свобода совпадает со здоровьем организма, ибо больной человек чувствует себя в подчинении у своего тела и не всегда свободен, действовать по своей воле. По мере все большего приближения к социальности свобода совпадает с непосредственностью наклонностей.

Человек свободен, если он может реализовать свои желания. Это утверждали еще эпикурейцы. Но есть ведь и такие желания, против которых нужно бороться хотя бы потому, что их реализация губительна для организма, или потому, что они противоречат разуму. Свобода, следовательно, не в том, чтобы идти на поводу у своих наклонностей, но в выборе между склонностями.

На уровне сознания свобода определяется возможностью выбора. Чтобы был выбор, нужны многочисленные мотивы и возможности действия. Выбор может оказаться невозможным, если все мотивы равноценны вспомним о буридановом осле. В подобном случае решение может выразить так называемую свободу безразличия, но такая свобода едва ли несет в себе самовыражение личности. В более широком смысле свобода определяется как реализация воли, оправданная большинством мотивов, ибо наше действие всегда является не только проявлением личностного выбора, но выбора, способного рационально оправдать себя в глазах всех, или определенной части людей.

При ближайшем рассмотрении можно заметить, что свобода состоит не столько в том, что мы делаем, а в том, как мы это делаем. Свобода - это позиция человека, признающего себя в своей жизни, согласного с ходом мировой истории, и ее событиями. Именно поэтому к такой концепции восходяшей к стоикам пришли современные философы-экзистенциалисты, основываясь на опыте прошлого, прежде всего, на достижениях немецкой философской классики и марксизма.

Свобода часто состоит в том, чтобы изменить скорее собственные желания, чем мировой порядок, и приспособиться к эволюции и к порядку вещей. Человек становится свободным, когда ситуацию подчинения он заменяет активной позицией, то есть в полной мере принимает участие в событиях своего времени, определив свое отношение к политической ситуации и другим людям.

Свобода учреждает себя, самореализуясь, когда человек реализует свою личность через мировые события, вместо того, чтобы просто подчиняться им, как слепой судьбе. Исследуя различные формы свободы, ее модификации и видопроявления в процессе развития философского знания, диссертантом было раскрыто свое видение трансформации свободы, которое можно в целом определить как понятие, характеризующее качественные изменения свободы, появление ее новых форм, существование различных концепций, сопряженных с преобразованием ее внутренних и внешних проявлений Множественные модусы бытия находят свое выражение в широком спектре концепций, рассматривающих понимания свободы и присущие ей антиномии.

И выведенная типология трансформации свободы, в ходе исследования была раскрыта, и обснован тот факт, что различные проявления понимания свободы могут трансформироваться друг в друга. Социальная проблематика свободы обычно связывается с благополучием человека. Страна не может быть свободной, если в ней царит нищета.

Внешне она зависти от более богатых стран, но, что еще более важно, внутри самой страны население, находящееся в нищенском состоянии, не может иметь чувства свободы. В социальном плане свобода требует, чтобы все люди, принадлежащие одному социуму, могли найти работу. В более частном плане социальная проблема свободы состоит в том, чтобы примирить индивидуальную свободу и общественный закон. Индивиды должны понимать, что их свобода кончается там, где она начинает мешать свободе другого.

Тогда возникает ситуация ответственности, характерная для демократии. В диссертации отмечается, что понимание свободы как осознанной необходимости в догматических версиях марксизма противоречило некоторым важным установкам самого Маркса, пытавшегося осмыслить свободу как онтологическую проблему, как проблему освоения людьми отчужденных от них экономических и политических сил общественного развития. В этом плане свобода выступала в качестве деятельности людей по практическому освоению необходимости, по овладению средствами жизни и индивидуального развития.

Но поскольку эта трактовка была сопряжена в основном с политической борьбой, с революционным преодолением капитализма, она фактически предполагала создание репрессивных структур, значительно ограничивающих свободу индивидуальных субъектов, ее юридические и экономические основания. Маркс не просто воспринял учение о свободе Фихте и Гегеля в противном случае он не пошел бы дальше философии самопознания Б. Бауэра, который совершал движение от Гегеля к ранней системе Фихте, а существенно расширил понимание функционального поля трансцендентального субъекта, рассматривая последний не как трансцендентный или абстрактный дух, а как дух, вступающий на историческое поприще, как философию, находящуюся на службе истории. Маркс, как мы показали, вынужден был проследить различные движения мысли, иногда попятные, но в основном прогрессивные, чтобы отказаться от как чисто гносеологического понимания свободы в этом случае мы имеем дело с трансцендентальным самосознанием как регулятивным принципом, упорядочивающим формы духовной активности человека, так и от понимания свободы на уровне теософии, т.е. на уровне Абсолюта самого по себе, допуская в нем некую темную основу. Маркс видел в трансцендентальном субъекте не отдельного индивидуума, а некоторое родовое сознание, которое он стал называть общественным сознанием.

Но чтобы выйти за пределы философии самосознания потребовалось понимание трансцендентального субъекта не просто как теоретического, но как практического субъекта, означающего единство сущности и существования.

В работе показано, что движение к Марксу оказалось бы невозможным, не будь движения от Гегеля к Шеллингу, онтологическое уравнение которого Маркс, тщательно переосмыслил, сделав акцент на запаздывании свободы по отношению к существованию.

Именно Шеллинг, как мы показали, помог Марксу глубже осознать противоречия и парадоксы свободы, вытекающие из ее чисто гносеологического понимания.

Поэтому далеко не случайно, прежде чем возникла марксова концепция свободы, свобода испытала процесс обратной трансформации от гегелевского представления к ранне-фихтевскому варианту. В целом это является подтверждением того тезиса принадлежащего позднему Шеллингу, что начало позитивной, или экзистенциально-онтологической философии есть конец негативной или чисто логической системы. В лице Гегеля свобода достигла своей высшей логической стадии, но одновременно она содержала в себе шаг и к экзистенции, которая, начиная со Средневековья обозначает специфический способ бытия вещи, производный от какого-либо другого бытия.

Прежде чем этот шаг можно было сделать в действительности, мысль его осуществила на философском поприще, сделав рывок от Гегеля к Фихте через Бауэра, у которого мы наблюдаем не теоретическое, а эмпирическое понимание трансцендентального субъекта как гениальной критически-мыслящей личности. Итак, движение началось от Фихте и вернулось к Фихте, но на этот раз обогащенное всем теоретическим и духовным развитием, которое как раз попытался учесть Маркс, решая вопрос о логической конструкции истории определение гегелевской философии истории как логической конструкци принадлежит Ф. Энгельсу. Таким образом, заслуга Маркса состояла в отказе от чистой или гносеологической свободы и в переходе к ее многомерному представлению, включая сюда ее экзистенциальное измерение.

Но Маркс в отличие от ортодоксальных марксистов не субстанциализирует свободу, не подменяет интересы истины интересами односторонней революционной борьбы за ее реализацию.

Свобода, как принцип, имеет ценность и содержательность только в связи с другими категориями - бытие, отчуждение и самоотчуждение, опредмечивание, потенция и актуальное существование, субъект и объект, трансценденция и экзистенция, справедливость и т.д. Если исходить из чисто гносеологического понимания свободы, то при этом справедливое общество все время будет представляться как ничем не гарантированное вступление в бытие.

Историко-эмпирическое или сугубо онтологическое представление о свободе приводит к идеологизированным вариантам философии истории Маркса В диссертации обоснован вывод о том, что классический характер марксова учения о свободе проявляется в силу синтезирования онтологического, гносеологического и экзистенциального подходов к пониманию свободы, в связи с чем, была выведена собственная трактовка трансформации свободы.

И установлен тот факт, что свобода с позиции экзистенциализма предстает как важнейший фактор формирования культуры и цивилизации. Субъект исторического действия не должен быть ни полностью экзистенциально-эмпирическим, ни чисто гносеологическим. В противном случае, конструируемая им философия свободы становится простой принадлежностью его Я , поскольку по большому счету мыслителю очень трудно выйти за пределы своей собственной субъективности.

Список литературы

Список литературы 1. Абдрашитов Ю.Ф. Абсолют и истинность бытия.

Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2000 20с. 2. Агг А. Мир человека как субъекта производства. Критика К. Марксом концепции человека в буржуазной политической экономии М. Прогресс, 1984 200с. 3. Алексеев П.В Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е третье, перераб. и доп М. ПБОЮЛ Грачев С.М 2000 608с. 4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности производство и потребление М. Мысль, 1988 253с. 5. Андрусенко В.А Пиваваров Д.В. Методология научного познания альтернативности и правильности научной экстраполяции. Оренбург, 1995 6. Андрусенко В.А. Социальный страх опыт философского анализа Оренбург Оренбургский госуниверситет, 1995 172с. 7. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума Авт-т дисс. доктора фил. наук Нижний Новгород, 1997 36с. 8. Аристотель.

Соч. в 4-х т. Т-1 М. Мысль. 1976 550с. 9. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т-1 М. Мысль. 1984 830с. 10. Архив К.Маркса и Ф.Энгельса М. Л. Партиздат, 1927 258с. 11. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. 1724-1974. К двухсотпятидесятилетию со дня рождения М. Наука, 1973 531с. 12. Баскин М.П. Немецкие просветители XVIII века. Гердер, Лессинг, Шиллер, Гете История философии.

В 4-х т. Т.2- М 1957 С.19-34. 13. Бекарев А.М. Свобода человека в социальном пространстве Нижний Новгород, 1992 С.12-13. 14. Белов В.А. В защиту индивидуальности. Проблемы формирования открытого общества в России М. Магистр, 1997 40с. 15. Белова Т.В. Социальный и индивидуальный уровни отчуждения. Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия 1991 2 С.25-34. 16. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма М. Наука, 1990 220с. 17. Бердяев Н.А. Русская идея Вопросы философии 1990 1 С.77-144. 18. Бердяев Н.А. Судьба России М. Изд-во МГУ, 1990 256с. 19. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря М. Республика, 1995 383с. 20. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры М 1991 282с. 21. Блауберг И.В Садовский В.Н Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке Проблемы методологии системного исследования М 1970 С.44-48. 22. Блох Э. Тюбингенское введение в философию Екатеринбург Изд-во Урал. ун-та, 1997 400с. 23. Бондаренко В.Н. Гносеологическая концепция классического марксизма философский анализ Авт-т дисс. док-ра филос. наук. Уфа, 1995 38с. 24. Бузгалин А. В. Будущее коммунизма М. ОЛМА - Прогресс, 1996 111с. 25. Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах М. Мысль, 1967 240с. 26. Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема.

Авт-т дисс. канд. филос. наук Уфа, 1998 18с. 27. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма Избранные произведения М. Прогресс, 1990 460с. 28. Веллмер А. Модели свободы в современном мире Социо-Лотос - М 1991, Вып.1. С.11-38. 29. Вильданов Х.С Файзуллин Ф.С. Ценности историко-философский и гносеологический анализ Изд-е Башкирск. гос. ун-та Уфа, 2002 178с. 30. Вильданова Г.Б. Гносеологический анализ мудрости и истины Издание Башкирск. ун-та Уфа, 2001 159с. 31. Виндельбанд В. От Канта до Ницше Пер. с нем М. Канон пресс , Кучково поле , 1998 496с. 32. Виндельбанд В. О свободе воли Избранное.

Дух и история М 1995 С.610-612. 33. Воронцов Б.Н. Эволюция взглядов Маркса по проблеме отчуждения Филлософские науки, 4, 1975 С.20-27. 34. Гайда А.В Китаев В.В. Социализм сегодня ситуация выбора Социализм и Россия М. Филос.общество СССР, 1990 С.5-30. 35. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность М. Мысль, 1979, 272с. 36. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному Новая антология XX века М. Республика, 1997 495с. 37. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте М. Наука, 1990 12с. 38. Гайсин Ф.А Попов В.Д. Духовность - сущность человека Уфа, 1995 116с. 39. Гегель Г.В.Ф. Наука логики Он же. Энциклопедия философских наук М. Мысль, 1975.Т.1- 452с. 40. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. философия духа М. Мысль, 1977 471с. 41. Гегель Г.В.Ф. Философия права.

Пер с нем М. Мысль, 1990 524с. 42. Гефтер М.Я. Россия и Маркс Коммунизм, 18, 1988 С.93-104. 43. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т.2 М. Мысль, 1991 731с. 44. Гоббс Т. О свободе и необходимости Описс. Соч. в 2-х т. Т.1 М. Мысль, 1989 С.608. 45. Горохов П. А. Правовой нигилизм опыт философского анализа Оренбург ОГУ, 2000 169 с. 46. Горохов П.А. Философия Иоганна Вольфганга Гете Монография. 2-е изд Екатеринбург Изд-во УрГУ, 2003 312 с. 47. Горохов П.А. Философские основания мировоззрения Иоганна Вольфганга Гете Авт-т дисс доктора филос. наук. Екатеринбург, 2003 50с. 48. Грибакина Э.Н. Генезис и формы проявления социального неравенства Автореф.дис докт.философ.наук-Уфа,1998 36с. 49. ГрициановА.А Овчаренко В.И. Человек и отчуждение Минск Вышейш.шк.1991 126с. 50. Грунин Е. Российское Нечто Россия 1993 11 10-16 марта. 51. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степень М. Мысль,1989 764с. 52. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания.

Вопросы философии 1989 11 С.64-76. 53. Гуревич П.С. Философская антропология Эриха Фромма Фромм Э. Бегство от свободы М 1990 С.249-252. 54. Давыдов Ю.Н. Вебер М. Современная западная социология Словарь М. Политиздат, 1990 С.50-51. 55. Давыдович В.Е. Проблемы человеческой свободы Львов Изд-во Львов.ун-та, 1967 248с. 56. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

М. Книга, 1991 574с. 57. Движение декабристов в историческом самосознании Сборник научных статей Изд-е Башкирск. ун-та Уфа, 1998 168с. 58. Деборин А.М. Г.Лукач и его критика маркизма М. Материалист, 1924 45с. 59. Деринг Д. Либерализм размышления о свободе М. Комплекс Прогресс, 1996 48с. 60. Джейранов Ф.Е. Феномен отчуждения в исторических судьбах России.

Авт-т дисс. Канд. филос. наук Уфа, 2002 19с. 61. Джиразян Л.Н. Культ и раболепие Социс.1988 5 С.64-72. 62. Евдокимов Н.А. Классическая марксистская идеология либеральные аспекты Авт-т дисс.канд.фил.наук. Уфа, 2001 25с. 63. Евлампиев И.И. История русской философии Учебное пособие для вузов И.И. Евлампиев М. Высш. шк 2002 584с. 64. Ермаков Ю.А. Манипуляция личности.

Смысл, приемы, последствия Екатеринбург, 1995 208с. 65. Ермолина Г.К. Философские проблемы равенства и свободы.

Ярославль, 1973 160с. 66. Ершов Ю.Г. Человек.

Социум.

История Социально-философские проблемы исторического процессаю- Свердловск Изд-во Урал.ун-та,1990 151с. 67. Жукотский В.Д. Социализм для России или Россия для социализма Социализм и Россия М 1990 С.99-111. 68. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии В 2ч. Ч.1 XI-начало XXв. Учебное поособие СПб. Изд-во С Петербургского ун-та. 1994 172с. 69. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса М. Наука,1999 С.14-27. 70. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т Л 1991. 71. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа М 1997. 72. Зомбарт В. Пролетариат Спб 1907 73. Зомбарт В. Людовь, роскошь и капитализм Петроград, 1917 74. Зотов А.Ф. Современная западная философия Учебн М. Высш. шк 2001 784с. 75. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже столетий. Вопросы философии.1989 9 С.3-15. 76. Иванов А.В. О свободе определения и об определении свободы философские науки, 11, 1990 С.100-102. 77. Идеал, утопия и критическая рефлексия Сб.статей М. Росспэн, 1996 302с. 78. Ильенков Э.В. Философия и культура М. Политиздат, 1991 464с. 79. Исаев А.А. Бытие и существование как философские понятия. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1997 19с. 80. История философии Запад-Россия-Восток книга вторая Философия XV-XIXвв. М. Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996 557с. 81. Каган М.С. О духовном Опыт категориального анализа Вопросы философии, 9, 1985 С.100-103. 82. Камю А. Бунтующий человек. Философия.

Политика.

Искусство Пер. с фр М. Политиздат, 1990 415с. 83. Кант И. Критика чистого разума.

Пер. с нем. Н.О.Лосского Санкт-Петербург, 1993 477с. 84. Кант И. Трактаты Санк-Петербург Наука , 1996 552с. 85. Кант И. Трактаты и письма М. Наука, 1980 709с. 86. Кантор В.К. Стихия и цивилизация два фактора российской судьбы Вопросы философии.1994 5 С.27-46. 87. Карев П.В. Социокультурная преемственность и горизонты развития личности. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа. 2002 18с. 88. Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания Изд-е Башкрск. ун-та Уфа, 2000 184с. 89. Коган Л.Н. Вечность.

Преходящее и непреходящее в жизни человека Екатеринбург Изд-во Урал ун-та, 1994 208с. 90. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебник для вузов М. Академический проспект, 2000 314с. 91. Кива А.В. Поле социализма некоторые закономерности переходящего периода Общественные науки и современность.1997 2 С.24-36. 92. Косолапов Р.И Марков В.С. Свобода и ответственность М 1969 С.72. 93. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века Учебное пособие для ун-тов М. Высш.шк 1989 480с. 94. Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории М. Госполитиздат, 1960. -198с. 95. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении - М. Республика, 1996 447с. 96. Левицкий С.А. Трагедия свободы М 1995 С.111-112. 97. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание М 1980. 98. Лекторский В.А. Междисциплинарный и философский подходы к проблеме понимания Вопросы философии, 3 - М 1986 С.65-69. 99. Ленин В.И. Полное собрание сочинений В 55-ти т М. Политиздат, 1967 Т.1 55. 100. Лобок А. М. Подсознательный Маркс, или Евангелие, которое не состоялось Книга - гипотеза Екатеринбург Сред Урал. кн. изд - во, 1993 288с. 101. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества М. Наука, 1987 616с. 102. Лукьянов А.В. Д.Ж.Валеев как мыслитель России Культура народов Башкортостана история и современность Материалы региональной научной конференции памяти Д.Ж.Валеева Уфа, 18 апреля 2003 года Уфа РИО Баш. Гу, 2003 С.5-9. 103. Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте 1762-1814 - Оренбург Издательский Центр ОГАУ, 1997 252с. 104. Лукьянов А.В. И.Г.Фихте о проблеме критериев духовного Я Философские науки, 6, 2002 С.81-89. 105. Лукьянов А.В Пушкарева М.А. Немецкая классическая философия религии Учеб. пособие для фак-тов ун-тов Уфа РИО Баш ГУ, 2002 238с. 106. Лукъянов А.В. Историко-критическое введение в философию естествознания.

Монография Уфа РИО Баш ГУ, 2003 200с. 107. Лукьянов А.В. Фихтевская идея Единой жизни и проблема управления образовательным процессом Вестник Российского философского общества, 2 30 , 2004 С.130-133 В соавт. с Е.Ю.Бикметовым. 108. Любутин К.Н Русаков В.М. Отечественная философия советского периода.

Очерки.

Ч.2. Екатеринбург, Издательство УрГСХА, 2002 200с. 109. Любутин К.Н Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта Екатеринбург Изд-во Урал. ун-та 1993 416с. 110. Любутин К.Н Змановский Г.Р. Пролегомены к богдановщине Екатеринбург Изд-во Урал. ун-та 1996 117с. 111. Любутин К.Н Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии М. Академичекий Проект, 2002 240с. 112. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистко-ленинской философии М 1981 С.56-57. 113. Любутин К. Н. Социализм от государственно-феодального к гуманному, демократическому Социализм и Россия М 1990 С.53-79. 114. Макаренко В.П. Анализ бюрократии классово-антогонистического общества в ранних работах Карла Маркса очерк проблематики и методологии исследования Ростов н Д Изд-во Рост.ун-та, 1985 160с. 115. Максимов А.М. Свобода как противоречие самобытия и инобытия Екатеринбург Изд-во Урал. ун-та 1998 200с. 116. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельство М. Мысль, 1983 240с. 117. Малинин В.А Шинкарук В.И. К.Маркс, Ф.Энгельс и левое гегельянство Киев Наукова Думка, 1986 320с. 118. Маркс К Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд М. Политиздат, 1955-1981 Т.1 50. 119. Маркс К Энгельс Ф. Из ранних произведений М. Госполитиздат, 1956 689с. 120. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42 С.43-174. 121. Маркс. Философия.

Современность под общ. ред. Т. И. Ойзермана М. Политиздат, 1988 414с. 122. Маркович М. Маркс об отчуждении Вопросы философии, 9, 1989 С.36-57. 123. Маркузе Г. Одномерный человек М. REEL-book. 1994 344с. 124. Маркузе Г. Эрос и цивилизация К. UCA , 1995 352с. 125. Маркузе Г. Разум и революция Гегель и становление социальной теории Спб Владимир Даль, 2000 542с. 126. Маслов В.М. Индивидуальное и социальное измерение единства свобод.

Авт-т дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1999 24с. 127. Межуев В.М. Социализм как идея и как реальность Вопросы философии, 11, 1990 С.19-22. 128. Нарский С.И. Негативная философия Адорно Социальная философия Франфуртской школы М. Мысль, 1975 С.89-127. 129. Нарский С.И. Г.В.Ф.Гегель История диалектики.

Немецкая классическая философия.

М. Мысль, 1978 С.216-305. 130. Нарский С.И. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки М. Знание, 1965 48с. 131. На перепутье Новые вехи Сборник статей М. Издательская корпорация Лотос , 1999-240с. 132. Никитич Л. А. Лабриола М. Мысль, 1980 200с. 133. Ноговицин О.М. Ступени свободы Л 1990 С.130-134. 134. Обретение и постижение духовности.

Материалы регионального симпозиума Под ред. И.А.Беляева Оренбург Оренбургский филиал УрАГС, 2000 118с. 135. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм М. Прогресс- Традиция, 2003 568с. 136. Ойзерман Т. И. Философия как история философии СПб. Алетейя, 1999 448с. 137. Панарин А.С. Философия политики М. Новая школа, 1996 424с. 138. Пантин И.К. Посткоммунистическая демократия в России основания и особенности Вопросы философии, 6, 1996 С.3-15. 139. Певзнер Я. А. Крах коммунизма и современные общественные отношения М. Наука, 1999 240с. 140. Петров В.Ш. Власть духа Екатеринбург Изд-во Урал.ун-та, 1993 187с. 141. Платон.

Собр. соч. в 4 т. Т.1 М. Мысль, 1990 860с. 142. Платон.

Собр. соч. в 4 т. Т.2 М. Мысль, 1993 528с. 143. Платонов С. После коммунизма Книга не предназначенная для печати 2-е изд. М. Мол. Гвардия, 1991 557с. 144. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения.

Т.3 М 1957. 145. Плеханов Г.В. Сочинения В 22т М. Госиздат, 1923 - 1925 Т.18 335с. 146. Проблема человека в Экономических рукописях 1857- 1859 годов К. Маркса Изд-во Ростовского университета, 1977 172с. 147. Продев С. Весна гения 3-е изд М. Политиздат, 1985 285с. 148. Рассел Б. Практика и теория большевизма М 1991 149. Рассолова И.Ю. Духовная картина мира социально-философский аспект.

Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1997 24с. 150. Реале Д Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней ТОО ТК Петрополис , Санкт-Петербург, 1997 880с. 151. Розин Э. Ленинская мифорогия государства.ь - М. Юристъ, 1996. -320с. 152. Сартр Ж П. Экзистенцианизм - это гуманизм Сумерки богов М 1990 С.320-324. 153. Седов Л.К. К истокам авторитарного сознания историко-культурологический этюд Тоталитаризм как исторический феномен М. Филос. Общество СССР.1989 С. 173-203. 154. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира Уфа РИО Баш ГУ, 1997 156с. 155. Сенокосов Ю.П. Насилие и структура рациональности Конгениальность мысли.

О философе Мерабе Мамардашвили М. Изд.группа Прогресс. Культура.1994 С.208-220. 156. Скоробогатский В.В. Ленинский этап в развитии марксизма идейный контакт и исторические рамки Марксизм и Россия М. Филос.общество СССР, 1990 С.44-74. 157. Смирнов В.И. О понятии смысла Человек и современный мир методологические и методические вопросы СПб 1997 С.37-39. 158. Смит А. Теория нравственных чувств М. Республика, 1997 351с. 159. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.

Общество Пер. с англ М. Политиздат, 1992 543с. 160. Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов-на-Дону Феникс , 1998 608с. 161. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т М 1957. Т.2 С.584-591. 162. Спиноза Б. Богословско-политический трактат Минск Литература, 1998 528с. 163. Степанова Е.А. Фридрих Энгельс Крат. биогр. очерк М. Политиздат, 1980 240с. 164. Струве П.Б. Patriotica Политика, культура, религия, социализм М. Республика, 1997 527с. 165. Суркова Н.А. Трансцендентальный субъект и проблема его философской концептуализации Монография Изд-е Башкирского государственного универститета Уфа, 2003 232с. 166. Суркова Н.А. Феномен классического философствования на материале ретроспективного анализа немецкого идеализма конца XVIII века. Авт-т дисс. канд. филос. наук Уфа, 1997 22с. 167. Сэв Л. Марксизм и теория личности М. Прогресс, 1972. -584с. 168. Троцкий Л.Д. К истории русской революции М. Политиздат, 1990 447с. 169. Троцкий Л.Д. История русской революции.

Февральская революция.

Т.1 М 1997 461с. 170. Трофимов В.К. Душа русской цивилизации Монография Ижевск Изд-во ИжГТУ, 1998 152с. 171. Федотов И. А. Идея социального преобразования Критическая интерпретация марксистской парадигмы СПб. Изд-во С. -Петербургского ун-та, 1993. -216с. 172. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме Избранные статьи СПб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1994 152с. 173. Федотова В.Г. Модернизация другой Европы М 1997 255с. 174. Федотова В.Г. Духовное и душевное Человек и духовность.

Рига, 1990 С.124-125. 175. Фейербах Л. Сочинения В. 3-х т М. Мысль, 1974 Т.2 443с. 176. Фейербах Л. Избранные философские произведения В 2-х т М. Госкомиздат, 1955 Т.1-2. 177. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе Изб. труды по методологии науки.

М 1986 С.505-507. 178. Философский словарь Основан Г.Шмидтом 22-е, новое, переработанное. изд. под ред. Г.Шишкоффа Пер. с нем. Общ. ред. В.А. Малинина М. Республика, 2003 575с. 179. Философия и религия в истории и современности Материалы научной конференции Изд-е Башкирск. ун-та Уфа, 2002 188с. 180. Фихте и конец XX века Я и Не-Я Отв. ред. и сост А.В.Лукъянов, А.Ф. Кудряшев и В.И.Метлов Уфа, 1992 200с. 181. Фихте И.Г. Сочинения.

Работы 1792-1801гг. Изд-е подгот. П.П.Гайденко. М. Ладомир, 1995 655с. 182. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.2 СПб. Мифрил, 1993 798с. 183. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни М. Канон, 1997 400с. 184. Форлендер К. Общедоступная история философии М. Моск. рабочий 1922 310с. 185. Франц А.Б. Информационное общество близок ли закат социальных утопий Социализм и Россия. М. Филос. Общество СССР, 1989 С.162-186. 186. Хазиев В.С. Философское понимание истины Философские науки М 1991. 9 С.54-60. 187. Хайдеггер М. Бытие и время М.Хайдеггер Пер. с нем. В.В.Бибихина Харьков Фолио , 2003 503с. 188. Хайруллин А.Г. Социально-философский анализ генезиса личности и ее свободы Аст-т дисс. докт. филос. наук. Уфа, 2000 32с. 189. Чаликова В.А. Утопия и свобода Эссе разных лет М. Весть, 1994 182с. 190. Шарипов А.Р. Формирование национального самосознания социально-философский анализ Авт-т дисс. канд. филос. наук Уфа, 2000.21с. 191. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах Он же. Сочинения в 2 т. Т.2 М. Мысль, 1989 С.86-158. 192. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох Мюнхенские лекции 1827-1828гг. в записи Эрнста Ласо Томск Изд-во Водолей , 1999 320с. 193. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.1 СПб. Наука, 2000 699с. 194. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.2 СПб. Наука, 2002 480с. 195. Шпенглер О. Закат Европы - Ростов-на-Дону изд-во Феникс , 1998 640с. 196. Штайнер Р. Философия свободы Калуга, 1994 С.26-29. 197. Штракс Г.М. Социальное единство и противоречия социалистического общества М 1966 226с. 198. Штирнер М. Единственный и его собственность Харьков Основа, 1994 560с. 199. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Фейербаха М. Наука, 1971. -238с. 200. Элиас Н. Общество индивидов Пер. с нем М. Праксис, 2001 336с. 201. Юдин А. Парадоксы критической теории Герберта Маркузе Маркузе Г. Одномерный человек М 1994 С.VI-IX. 202. Юровский С. В. Философский материализм Л. Фейербаха Ленинград, 1955. 35с. 203. Яковенко И. Сталинизм.

Границы явления Свободная мысль, 1993 3 С.33-43. 204. Янагина К. Философия свободы М. Соцэгиз, 1958 211с. 205. Ярцева О.Ю. В поисках утерянного разума Тоталитаризм как исторический феномен М. Филос. общество СССР, 1989 С.40-71. 206. Ясперс К. Смысл и назначение истории Пер. с нем. 2-е изд М. Республика, 1994 527с. Список иностранных источников 1. Bauer Br. Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker Leipzig, 1841 Bd.1-3. 2. Bauer Br. Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelgenheit Zьrich Winterthьr, 1842. 3. Bauer Br. Vollstдndige Geschichte des Parteikampfes Leipzig, 1844, vol.1. 4. Bride W. Mc. The philosophy of Marx London, 1976. 5. Briefwechsel zwischen Bruno Bauer und Edgar Bauer Berlin, 1845. 6. Hegel G.B.W. Enzyklopдdie der philosophisehen Wissenschaften im Grundrisse 1830 . Neu herausgegeben von F.Nicolin und O.Poggeler Akademice- Verlag - Berlin, 1966 506s. 7. Jaspers K. Schelling GroЯe und Verhдngnis.

Mьnchen, 1955. 8. Marx K Engels F. Werke. Ergдnzungsband.

Schriften.

Manuskripte.

Briefe bis 1844. Erster Teil. Dietz. Verlag.

Berlin, 1973 714s. 9. Schelling F.W. J. Philosophie der Offenbarung M.Frank. Frankfurt a. M 1993 592s.

– Конец работы –

Используемые теги: Философский, анализ, трансформаций, свободы, логико-исторический, аспект0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философский анализ трансформаций свободы (логико-исторический аспект)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЯ ДВОЙНЫХ СПЛАВОВ
На сайте allrefs.net читайте: ТЕРМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЯ ДВОЙНЫХ СПЛАВОВ...

Финансовые аспекты анализа инвестиционных проектов
Критерий MIRR представляет собойкоэффициент дисконтирования, уравнивающий приведенную стоимость оттоковденежных средств инвестиций и нарушенную… MIRR характеризует эффективность проекта.Критерий РР показывает числобазовых… Если базовый период год, то чаще всего расчет идет по годам, однако можно выделять и дробную частьгода, если…

Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)
Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод. Изучая конституции… Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть… Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится, прежде всего, право на…

Анализ феномена культуры в философских воззрениях.
Сущность этих перемен связана с созданием в стране целостной системы непрерывного образования, которая построена на принципах демократизации,… Необходимой предпосылкой успешного решения этих проблем является существенное… Такое решение объясняется тем, что феномены «Культура личности» и «Педагогическая культура» соотносятся между собой…

Власть как предмет философского анализа
Она присуща всем этапам развития общества. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать,… В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает… Концепции власти В современной литературе существуют различные концепции власти. Т. Парсонс считает, что власть как…

Бизнес и окружающая среда: аспект взаимовлияния. Система функций менеджмента: анализ различных научных подходов
Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод… Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще… Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в…

Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса.
Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания… Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно… Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы…

Анализ хозяйственной деятельности строительной организации как объект анализа
Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием синтез соединение ранее расчленнных элементов изучаемого объекта в единое… Анализ синтез, понимается как синоним всякого научного исследования.В любой… Особое значение анализ и синтез приобрели в экономике, являющейся, как известно, основой всего сущего на планете…

Любовь в философском аспекте
Философский анализ любви разворачивается в двух основных направлениях описание конкретных многообразных видов любви от наиболее отчетливых ее видов… Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и… Детство человеческой любви Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь - вынес ли ее человек из животного…

Сравнительный анализ философских школ древности
За две с половиной тысячи лет своего осмысленного развития человечество приобрело довольно обширный философский опыт, который описывается и… Не исключено, что из-за этого реферат вышел несколько однобоким, но в этом и… Надо менять образ жизни, образ мышления, применяя, разумеется, методы современной медицины. 2. В результате…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Сравнительный анализ философских школ древности За две с половиной тысячи лет своего осмысленного развития человечество приобрело довольно обширный философский опыт, который описывается и… Не исключено, что из-за этого реферат вышел несколько однобоким, но в этом и… Надо менять образ жизни, образ мышления, применяя, разумеется, методы современной медицины. 2. В результате…
  • Философский анализ книги Ошо "Осознанность Его книга "Осознанность" - попытка пробудить сознание западного человека, призыв к обращению к своей внутренности, приглашение каждого из нас в… Слово "осознанность" характерно для буддизма (buddha dhamma, "Учение… Сам автор говорит, что без осознанности жизнь не имеет смысла, современный человек не умеет жить в настоящем моменте,…
  • Источники анализа системы экономической информации. Задачи анализа себестоимости продукции Содержание анализа вытекает из его функций.Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление… Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих… И наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. Система…
  • Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга На сайте allrefs.net читайте: "Философские аспекты проблемы суицида в аналитической психологии К.Г. Юнга"
  • Философские аспекты буддизма Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях… Европейцы, в отличие от азиатов, стали проповедовать буддизм совсем недавно,… Один из знатоков буддизма О. О. Розенберг сказал: «Буддизм является силою, к которой одни относятся с крайним…