рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эвристическая функция

Эвристическая функция - раздел Философия, Функции философии как науки Эвристическая Функция. Существо Эвристической Функции Состоит В Содействии Пр...

Эвристическая функция. Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере.

Результатом этого является экс-тенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информа-ция может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодо-логического характера.

Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или не-основных законов диалектики. Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теорети-ческих, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное зна-чение имеет участие философии в создании гипотез и теорий.

Нет, наверное, ни од-ной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использо-вания философских представлений — о причинности, пространстве, времени и др. Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы ча-стных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблю-даемости, простоты и соответствия.

Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих ха-рактер ее функционирования. Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым фи-лософия проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны. Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевид-ны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях.

Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой тео-рии. Анализ обнаруживает, например, что: 1) классическая механика построена на логической схеме философского прин-ципа причинности; 2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре; 3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фунда-мент, на философские понятия; 4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий; Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. «Прони-кающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдель-ные философские принципы.

Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте филосо-фии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.

Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натурали-стского мировоззрения. Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значи-тельна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Не всегда филосо-фия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или ком-плексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: че-рез частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззрен-ческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос — каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку). 2.2. Координирующая функция.

Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в ко-ординировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то ка- кая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной.

Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рас-суждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объ-ектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод — один из его компонентов) и объек-та в науке. Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие изменения, про-исшедшие в естествознании XX столетия.

Исторически в самом естествознании дол-гое время существовало более или менее полное обособление его отдельных отрас-лей между собой. Это стало возможным в силу длительного господства аналитиче-ского метода. По этой причине между предметом изучения и методом исследования, присущим определенной науке, сложилось и прочно удерживалось строго одно-значное соотношение: один предмет — один метод. Однако, начиная с середины прошлого столетия, это соотношение стало нарушаться и коренным образом изме-нилось в XX в.: строгая однозначность сменилась многозначностью отношений, ко-гда один и тот же предмет изучается с разных сторон сразу несколькими методами или один и тот же метод применяется к исследованию разных предметов.

Преобла-дающим стало соотношение: один предмет — несколько методов, несколько разных предметов — один метод. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимо-сти иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специали-зацией ученых.

Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение меж-ду учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, пре-увеличения одних и недооценки других.

В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов науч-ного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеоб-щей связи и всесторонности рассмотрения, второй — конкретности истины. Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки.

Такую же, в сущности, роль играют принцип единства уровней организации материи и развития, единства структуры и функции, взаимосвязи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами. Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов.

Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках. Плодотворное координирующее воздействие всеобщего философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие успешному ре-шению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных методов, методи-кой познания, достаточный опыт работы с объектом исследования, знакомство с ис-торией философии, с опытом применения диалектики к решению конкретных науч-ных проблем, умение самостоятельно применять ее. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Функции философии как науки

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу… Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в сис-теме «мир —… Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эвристическая функция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объяснительно-информационная функция
Объяснительно-информационная функция. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответст-вующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям ч

Интегрирующая функция
Интегрирующая функция. Термин «интеграция» (от латинского integratio — восстановление, восполне-ние) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги