рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о четырёх благородных истинах

Учение о четырёх благородных истинах - раздел Философия, Человек в древней индийской философии Учение О Четырёх Благородных Истинах. Это Учение Составляет Смысловой Центр Б...

Учение о четырёх благородных истинах. Это учение составляет смысловой центр буддийской религиозной идеологии. Истина страдания. Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины, утверждает тотальность страдания как фундаментальное свойство эмпирического существования.

Принцип страдания (духкха) в буддийском миропонимании следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой индивидуальной эмоциональной жизни. Человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним изменениям и есть та данность, через которую, прежде всего, познаётся страдание. Само рождение есть, согласно первой "благородной истине", факт включения индивида в чувственный мир, где господствует закон причинно — зависимого возникновения (пратитья — самуптпада). Этот закон призван объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. " Истина страдания" не обосновывается в буддизме логически.

Эта истина может быть дана человеку лишь в акте непосредственного видения (даршана). В плане философии идеологема "страдание" выступает в функции ведущего методологического принципа, в свете которого только и может быть осмыслена религиозная прагматика системы – установка на обретение просветления.

Чувственный мир, атрибут которого есть страдание, — это, согласно доктрине, сансара – круговорот рождений и смертей. Пребывание в сансаре для человека связано с принципиальной неудовлетворённостью существования. Истина возникновения страдания. Второй постулат формируется таким образом, чтобы непосредственно указать на причины, порождающие страдания, т. е. причины существования сансары.

В качестве исходной причины упоминается "жажда", страстное стремление к переживанию чувственного опыта, т. е. влечение пребыванию в сансарном мире. Доктринальное понятие таньха содержит весь спектр этих значений. Жажда представляет собой фактор, обусловленный именно идеей Я, которая согласно буддийской доктрине, искажает видение реальности и является содержательной основой эгоценрированного отношения к миру. Буддийская доктрина последовательно проводила принцип анатма (отсутствие души), однако существует группа терминов, синонимически выражающих идею Я, индивида, личности (пудгала). В конечном счете, именно такое вечное и неизменное Я указывалось в буддийской доктрине как причина страдания.

Истина прекращения страдания. Третий постулат вводит представление о религиозной прагматике системы. Центральное понятие этого положения – прекращение страдания (ниродха) – есть частичный синоним нирваны – такого состояния сознания, при котором полностью сняты иллюзорные субъективные установки и не остаётся никакого неведения (авидья) относительно сансарного бытия и индивидуальной психики.

Прекращение страдания в доктрине понимается диалектически. С одной стороны, это устранение условий, порождающих страдание, а с другой – остановка бесконечной цепи взаимообуславливающих мотиваций, связанных с иллюзорной гипертрофией Я. В отличие от первого постулата второй и третий обосновываются логически – через концепцию причинно – зависимого возникновения.

Эта концепция вводит практически полный набор доктринальных понятий, посредством которых разъясняются состояния психики, соответствующие сансарному бытию. На основе концепции причинно – зависимого возникновения развивается первичная философская дискурс – классификация традиционных категорий анализа человеческой психики. Истина пути. Логика изложения доктринальных постулатов строится с таким расчётом, чтобы подвести адепта к осознанию необходимости обрести путь (марга), ведущий к прекращению страдания.

Четвёртый постулат касается именно этого предмета. Он известен также под названием "восьмеричного благородного пути". Выдвигаемые здесь положения охватывают три сферы психической жизни и социальной деятельности адепта учения – когнитивную сферу (праджня), в которой устраняется даже бессознательная субъективная ориентация; сферу добродетельного повеления (шила), включающую наряду с непосредственными поведенческими актами также помыслы, мотивы и вербальное поведение, и сферу монашеской духовной практики – буддийской йогической психотехники (самадхи). 3.3. Общие характерные черты индийских филосовских систем.

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же философии поток этико-психологической мысли был, пожалуй, наиболее значительным.

Философия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической проблематики.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Человек в древней индийской философии

Многие из них взаимно дополняют друг друга, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу.Несмотря на множественность школ,… Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их… Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о четырёх благородных истинах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Школы индийской философии
Школы индийской философии. К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление п

Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии
Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии. Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.) Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах

Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии
Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии. Джайнизм (IV в. до н.э.) Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из

Ведическое значение индийской философии
Ведическое значение индийской философии. Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита

Возникновение буддизма
Возникновение буддизма. У каждого буддиста есть ответ на вопрос о том, как возникла религия, которой он поклоняется, более двух с половиной тысяч лет назад её возвестил людям Шакьямуни ("отшельник

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги