Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения Содержание Введение … 1. Исторические предпосылки Возрождения …2. Гуманизм эпохи Возрождения 2.1 Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения …2.2 Гуманистическая мысль Ренессанса …3. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения 3.1 Развитие науки …3.2 Религиозная мысль эпохи Возрождения ….3.3 Социальные теории эпохи Возрождения … 25 Заключение … 31 Список использованной литературы ….33 ВВЕДЕНИЕ Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета.

В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли.

Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие.

Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности». Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической.

И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки. 1.

Исторические предпосылки Возрождения

Исторические предпосылки Возрождения. ознаменованы новыми тенденциями в философии. Характерно возрастание критического духа философии, который проявляетс... Папы больше не пользовались или не заслуживали того морального авторит... учредил проведение «юбилейного года», в течение которого всем католика...

Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения 2.1

Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения

Гуманизм (лат. П.О.Кристеллер стремился сильно ограничить и даже полностью исключить ... Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который... Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми госу... «Отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность г...

Гуманистическая мысль Ренессанса

Гуманистическая мысль Ренессанса. Франческо Петрарка (1304-1374) единодушно считается первым гуманистом.... Одной из самых значительных фигур XV века был Лоренцо Валла (1407-1457... Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его божес... Видной фигурой среди платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1433-...

Развитие науки и философии в эпоху Возрождения

Николай Кузанский (1401 – 1464) в своем учении о безграничности космос... Учение Коперника было запрещено как «глупое, философски ложное, решите... Галилей способствовал формированию материалистического мировоззрения, ... Наряду с открытиями теоретической науки, следует отметить возросшее зн... Успехи в развитии естествознания в значительной степени определили и х...

Религиозная мысль эпохи Возрождения

Характерной особенностью религиозной мысли Ренессанса является пантеиз... С одной стороны, он – кардинал католической церкви, с другой – активны... Реформация имела германские корни, Контрреформация – испанские; религи... Отвергая авторитет духовенства, Лютер признает лишь Писание. Если мы будем губить и преследовать себя от всего сердца, если мы отда...

Социальные теории эпохи Возрождения

Эти два чувства – культ искусства достижения цели и патриотическая жаж... Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросам... Интересны и взгляды Бодена на религию. Он был участником заговора, замышлявшегося для ниспровержения испанско... Государственное устройство Солнечного города, как и «Утопии» Мора, осн...

Заключение

Заключение Философия Возрождения – особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных традициях, не зависимых от философской схоластики. Идейными источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей, характерных для Ренессанса, содействовали научные открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции в XVI веке, происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия.

Главным итогом научного прогресса считается переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии Возрождения опиралось и на идеологию гуманизма – мировоззрения, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего переворот в нравственно-мировоззренческом направлении идей. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой богословия, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине.

Гуманисты обратились к первоисточникам как древнехристианской, так и языческой традиции.

Христианство у них предстает в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Эпоха Возрождения была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических рамок феодализма, что вызвало интерес к осмыслению социально-политической практики.

В «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности; подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности. В этот период появились такие крайние политические теории, как концепция абсолютной власти Н.Макиавелли и Ж.Бодена и первые социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Философия Возрождения стала чрезвычайно важным этапом в становлении философии Нового времени, заложив основы для последующей еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека.

Предложенная ей схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической концепцией мира Нового времени. Философию Ренессанса отмечал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей были развиты всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Антология мировой философии. Т.2 М.: 1990. 2. Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. 3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980. 4. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.:Мысль, 1991. 5. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV- XIX веков). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шикалина, 1996. 6. Кальной И.И Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред. И.И.Кального СПб.: Издательство «Лань», 2003. 7. Канке В.А. Философия.

Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2002. 8. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т. 2. – М.:, 1980. 9. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990. 10. Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный двор, 2003. 11. Б.Рассел. История западной философии Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. 12. Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье ТОО ТК «Петрополис», 1994. 13. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. 14. Философия/ Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова М.: ЮНИТИ, 2001. 15. Философия/ Под ред. О.А.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. 16. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов.

Ч.1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.