Ионийская философия

Ионийская философия. Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий, причем не только в чисто физическом, но и в мировоззренческом смысле.

Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, не говоря уже об апейроне Анаксимандра, были не только физическими явлениями, но, будучи сущностями других форм вещества, несли в себе и сверхфизический смысл: они были носителями единства мира. В познании этого единства ионийские философы видели сущность философии. [2] Вода Фалеса, первоначало всего, – это не просто вода, а вода «разумная», божественная.

Разум – божество космоса.

Апейрон Анаксимандра – это субстанциальное и генетическое начало космоса; из него все состоит и все возникает. [3] Те же функции приписывал своему огню Гераклит.

И космос тоже возник из огня, но Гераклит видел в этом «недостаток» огня, возникновение космоса из огня он называл «путем вниз». [4]