рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Афинская философия

Работа сделанна в 1998 году

Афинская философия - Курсовая Работа, раздел Философия, - 1998 год - Метафизика астрологии в философии Древней Стои Афинская Философия. Анаксагор Принципиально Отличается В Понимании Первоначал...

Афинская философия. Анаксагор принципиально отличается в понимании первоначал от всех предшествующих ему философов, поскольку отвергает стихии в качестве первоначал.

Первичны не стихии, а все без исключения состояния вещества. У Анаксагора «начала не ограничены по числу», считал Аристотель, существует «неопределенное множество» начал.

Начала – это мельчайшие, невидимые, сверхчувственные частицы веществ; сам Анаксагор называет их «семенами всех вещей», Аристотель же – «гомеомериями», «подобночастными», то есть такими, части которых подобны целому. Гомеомерии бесконечно делимы. Каждый вид гомеомерий сохраняет все качества соответствующего вида тел. Тезис Анаксагора: «все во всем» или «во всем есть часть всего», то есть в любом месте космоса содержатся гомеомерии всех видов.

Сам космос един, но благодаря наличию в нем бесконечного числа гомеомерий (каждая из которых внутренне также множественна, бесконечна) единое множественно. Гомеомерии, играющие роль материи, пассивны, и первоначальный хаос не мог самостоятельно развиться в космос. Для этого требуется особое активное начало, которое Анаксагор находит в Нусе, то есть мировом уме – творце космоса. Нус – тончайшая и чистейшая из всех вещей. Нус един, самодержавен, бесконечен и действует посредством мышления, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. Космос возникает из первобытного хаоса в результате действия этот мирового разума (Нуса). [8] Нус у Анаксагора, считает Виндельбанд, является первопричиной астрономического строя мира. [9] Для Платона космос – это идеальное воплощение вечности: «устрояя небо, он [демиург] вместе с ним творит для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем.

Ведь не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо…» [10]. Индивидуальный человек и все общество есть только подражание вечным и правильным движениям звездного неба. «…Нам следует считать, что причина, по которой бог изобрел и даровал нам зрение, именно эта: чтобы мы, наблюдая круговращения ума в небе, извлекли пользу для круговращения нашего мышления, которое сродни тем, небесным…» [11]. Лосев пишет, что «при построении своей диалектики Платон сразу и одновременно рисовал чувственно-материальный космос и как интуитивно-физическую данность и как систему строго логически построенных и диалектически развернутых категорий» [12]. Весь космос Аристотеля есть грандиозный эйдос (эйдос вещи есть ее материальная причинно-целевая конструкция [13]), который является эйдосом всех эйдосов, то есть идеей всех идей. Этот космический эйдос всех эйдосов Аристотель называет «умом», а так как всякий эйдос обязательно является также причинно-целевой энергией, то и общекосмический ум трактуется у Аристотеля как перводвигатель.

Как каждый эйдос в отношении своей вещи, так и ум-перводвигатель в отношении космоса есть нечто самостоятельное и от космоса не зависящее.

Но с другой стороны, как эйдос отдельной вещи неотделим от нее, так и космический ум-перводвигатель неотделим от самого космоса и, в конце концов, тождественен с ним. Аристотелю принадлежит учение о космическом уме как одновременно мыслящем и мыслимом: поскольку космический ум охватывает решительно все, те есть все вещи, следовательно, нет никого и ничего, что мыслило бы этот эйдос всех эйдосов, – а это значит, что он мыслит сам себя. И здесь, в этом учении, торжествует исконная концепция ранней классики, когда космос трактовался как живое и самомыслящее существо. [14]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Исходя из этого, прежде чем приступить к анализу стоического космологии, а затем и стоического мышления на предмет «космичности», следует провести… I. Общий обзор сущности античной философии Метафизическая значимость космоса… Космос является проводником и посредником божественной воли, божественного ума, «умного мироустроения», олицетворением…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Афинская философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА. Космос во всей античности занимал важное, если не главное, место в описании и понимании земных законов бытия. Космос является проводником и посредником бож

Ионийская философия
Ионийская философия. Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий, причем не только в чисто физическом, но и в

Италийская философия
Италийская философия. Пифагорейцы. «Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающ

ВЗГЛЯД А. Ф. ЛОСЕВА НА ГЕНЕЗИС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ВЗГЛЯД А. Ф. ЛОСЕВА НА ГЕНЕЗИС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. Этапы развития античной философии, по Лосеву, представляют собой процесс осмысления «чувственно-материального» космоса как центральной философской

Причинность и случайность
Причинность и случайность. Хрисипп ввел различие между судьбой, или тем, что не в нашей власти, и тем, что в нашей власти [54]. «А Хрисипп, который выступал против необходимости, и при этом утвержд

Свобода воли и необходимость
Свобода воли и необходимость. Благодаря широкому взгляду на причинность стоики вплотную подошли к проблеме свободы воли человека [57]. Хорошей иллюстрацией этой проблемы является у Хрисиппа пример

Основная литература
Основная литература. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. 2. 2. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М 1989. 3. 3. Лосев А. Ф. Словарь античной философи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги