рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причинность и случайность

Работа сделанна в 1998 году

Причинность и случайность - Курсовая Работа, раздел Философия, - 1998 год - Метафизика астрологии в философии Древней Стои Причинность И Случайность. Хрисипп Ввел Различие Между Судьбой, Или Тем, Что ...

Причинность и случайность. Хрисипп ввел различие между судьбой, или тем, что не в нашей власти, и тем, что в нашей власти [54]. «А Хрисипп, который выступал против необходимости, и при этом утверждал, что ничто не происходит без предшествующих причин, проводит различие между причинами, чтобы избежать [признания] необходимости и вместе с тем сохранить судьбу» (SVF II 974). По мнению Хрисиппа судьба имеет отношение лишь к предшествующим причинам, а они есть не что иное, как причины вспомогательные. «Одни причины, – говорит он, – завершенные (абсолютные [55]) и основные (изначальные55), а другие – вспомогательные и ближайшие [содействующие] (непосредственные55). Поэтому, когда мы говорим, что все происходит согласно судьбе в силу предшествующих причин, мы понимаем под ними не завершенные и основные, а вспомогательные и ближайшие [содействующие]» (SVF II 974). Далее: «Если все происходит согласно судьбе, то из этого следует, что все происходит в силу предшествующих причин, но не в силу основных и завершенных, а в силу вспомогательных и ближайших» (SVF II 974). Хрисипп подчеркивая объективный характер этих вспомогательных причин, вместе с тем не считал их создающими препятствия для проявления свободы воли человека: «И если причины не в нашей власти, отсюда не следует, что и само наше желание тоже не в нашей власти» (SVF II 974). Столь же объективна, по Хрисиппу, и судьба, ибо он из самого факта существования вспомогательных причин делал вывод о существовании судьбы.

Суть различия причин в том, что Хрисипп четко отграничивал понятие судьбы от понятия необходимости, которое он связывал лишь с основными (абсолютными) причинами – такими, из которых вытекают все содержащиеся в них следствия, не оставляя места для свободы воли. «Данный вывод будет иметь силу против тех, кто вводит судьбу таким образом, что наделяет ее свойством необходимости» (SVF II 974). Тем самым Хрисипп отрицал поглощение необходимости причинностью. В учении Хрисиппа о различии причин нашла отражение идея возможности сочетания причинности и случайности.

Принцип причинности исключает случайность в отношении каждого отдельного ряда, но не исключает случайности как синонима независимости (несвязанности) различных причинных рядов [56]. (Здесь, между прочим, присутствует та же идея, которая существует в оккультизме.

Речь идет о так называемой идее уровневости.

Эта идея уровневости основывается на представлении о существовании так называемых «тел» живых (одушевленных) существ и соответственно уровней («планов») бытия.

Логика предсказаний (например, в астрологии как представительнице оккультизма) такова, что мы не можем отменить предстоящее событие (изменение) или изменить его общий смысл, но в наших силах выбрать уровень, внешний план (т.е. тот самый причинный ряд), в плоскости которого будут происходить события, и «задействовать» соответствующее уровню тело (внутренний план), то есть уровень нашей сознательности, способ нашего отношения, реакции, степень контроля над происходящим (чем сознательнее наше отношение, тем выше степень контроля). Чем ниже выбранный нами уровень, тем жестче его императивы, тем фатальнее обстоятельства (когда судьба нас «тащит», а не «ведет»): живя на физическом, т.е. самом «низшем» уровне (например, животные) и законы, соответственно будут действовать физические, т.е. абсолютно не зависимые от воли субъекта, следовательно, императивные.

Собственно, эта идея уровневости (иерархичности «тел» и планов бытия) в оккультизме подразумевает идею телесности всего («все есть тело»), – ту же самую идею, которая у стоиков является ведущей в понимании как категории судьбы (в связи с теорией всемирной «симпатии» и «связи всех вещей и явлений») так и всей их космологии в целом.)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Исходя из этого, прежде чем приступить к анализу стоического космологии, а затем и стоического мышления на предмет «космичности», следует провести… I. Общий обзор сущности античной философии Метафизическая значимость космоса… Космос является проводником и посредником божественной воли, божественного ума, «умного мироустроения», олицетворением…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причинность и случайность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА. Космос во всей античности занимал важное, если не главное, место в описании и понимании земных законов бытия. Космос является проводником и посредником бож

Ионийская философия
Ионийская философия. Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий, причем не только в чисто физическом, но и в

Италийская философия
Италийская философия. Пифагорейцы. «Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающ

Афинская философия
Афинская философия. Анаксагор принципиально отличается в понимании первоначал от всех предшествующих ему философов, поскольку отвергает стихии в качестве первоначал. Первичны не стихии, а вс

ВЗГЛЯД А. Ф. ЛОСЕВА НА ГЕНЕЗИС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ВЗГЛЯД А. Ф. ЛОСЕВА НА ГЕНЕЗИС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. Этапы развития античной философии, по Лосеву, представляют собой процесс осмысления «чувственно-материального» космоса как центральной философской

Свобода воли и необходимость
Свобода воли и необходимость. Благодаря широкому взгляду на причинность стоики вплотную подошли к проблеме свободы воли человека [57]. Хорошей иллюстрацией этой проблемы является у Хрисиппа пример

Основная литература
Основная литература. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. 2. 2. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М 1989. 3. 3. Лосев А. Ф. Словарь античной философи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги