Определение понятий "государство" и "гражданин" (Платон, Аристотель, Ксенофонт)

Тема: «Определение понятий «государство» и «гражданин» (Платон, Аристотель, Ксенофонт)» 1. Введение… 2. Основная часть 2.1 Понятия «государство» и «гражданин» у Аристотеля… 2.2 Понятия «государство» и «гражданин» у Платона……….……… 2.3 Понятия «государство» и «гражданин» у Ксенофонта…16 3. Заключение… …22 Список используемой литературы.….1. Введение Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания.

Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока. На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря.

Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля, Платона а Ксенофонта. Дойдя до крайнего разложения, до скептицизма и даже до анархизма и солипсизма в связи с разложением самого полиса классической эпохи, философско-историческая позиция того времени (4 в. до Н. Э.) не могла оставаться в таком состоянии, поскольку она, несмотря ни на какое полисное разложение, развивалась все дальше и дальше, как и всякое мышление вообще.

И в этот период разложения классически рабовладельческого полиса действительно оставалась еще одна неиспользованная позиция, которой и не преминули воспользоваться философы и историки, не имевшие такой смелости, чтобы действительно поверить в окончательную гибель полиса. Несмотря на все ужасы Пелопоннесской войны и несмотря на прогрессирующее полисное разложение, мыслящим людям тогдашнего времени все еще хотелось, пусть не на фактах, а только в мечте, в утопии, все же формулировать общеэллинские идеальные представления и тем самым закрывать глаза на все тогда происходившее. К таким людям и относились в 4 в. до Н. Э. Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Целью данного реферата является рассмотрение понятий «государство» и «гражданин» у Аристотеля, Платона и Ксенофонта. 2.

Основная часть

Симпатии и антипатии общества – вот то, что обязательно учитывается вл... Его первый и крупнейший в истории мысли проект идеального «Государства... В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи... Наиболее полно идеология Ксенофонта раскрыта, несомненно, в историческ... Воин именуется телом, а «свободные тела» – это пленные из свободных гр...

Заключение

Заключение Итак, мы рассмотрели понятия «государство» и «гражданин» у Аристотеля, Платона и Ксенофонта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимость дать определение государства поставила Платона и Аристотеля перед задачей выделить его особенное качество, признаки, которые его отличают от других форм социального общежития.

Платоновская теория государства утопична, но во многом она отражает исторический опыт и политические условия времени ее создания. Заметим, что между семьей и государством Аристотель поместил селение, где уже имеется разделение труда между семьями и семейная частная собственность. Аристотель пытается подойти к государству исторически. Государство, будучи формой общежития граждан, – не единственная его форма.

Другие формы – семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их цель. Государство – энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа (зоон политикон). Он отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.

Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Платон и Аристотель определяли человека как социальное животное. Это значит, что добродетели индивидуального Я могли проявиться только в социальной среде. Конечно, их историзм для своего времени был максимально консервативным, но он не мог быть иным, потому что базироваться на реальных фактах истории он уже не мог, так как эти факты явно свидетельствовали о неизбежной гибели классического полиса, но зато они были попыткой восстановить прекрасное и строгое прошлое, свидетельствовали о подлинной сущности периода классики и не шли на поводу безотрадных текущих событий.

Список используемой литературы

Список используемой литературы : 1. Аристотель. Сочинения. М 1984, т. 4, с. 650. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. М 1976, с. 375. 3. Асмус В. Ф. Платон. М 1993, с. 398. 4. Блинников А. К. Великие философы. М 1998, с. 510. 5. Денисов И. Трактат Аристотеля «Политика». М 2002, с. 620. 6. Жан Боден. Метод легкого познания истории.

М 2000, с . 216. 7. Ксенофонт. Киропедия. М 1993, с. 178. 8. Мальцев В. А. Основы политологии. Учебник для вузов. М 1997, с. 480. 9. Платон. Государство. М 1973, с. 521. 10. Пугачев В. П Соловьев А. И.

Введение

Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М 1996, с. 447. 11. Шишко Е. П. Политические идеалы Ксенофонта. СПб 2003, с. 45.