Основные направления философии в средневековье

Вступление 1. Средние века в тезисах 2. Особенности средневековой философии 3. Характеристика исторического периода 4. Основные положения средневековой философии 1. Теоцентризм 2. Креационизм 3. Провиденциализм 5. Этапы становления средневековой философии 1. Патристика (II-VI век н.э.) 2. Схоластика 6. Идеи средневековой философии 19 7. Спор между номиналистами и реалистами 20 Заключение 23 Литература. 25 Вступление В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной.

В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа.

В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.

Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.

Структурно моя работа написана следующим образом: вначале располагается введение, содержащей предварительную информацию по теме работы, актульность данной темы, далее идет Глава 1, в которой кратко в тезисах описанна философия средних веков, в Главе 2 акцентированно внимание на особенностях средних веков Глава 3-делает упор на характеристике исторического периода, Основные положения философии раскрываются в четвертой главе, Пятая содержит описание этапов становления философии, в Шестой содержится кратно основопологающие идеи, господствующие во времена средневековья, в последней главе описывается противостояние идей номиналистов и реалистов.

Заключение содержит итоги, подводимые над работой и в конце работы содержится список используемой литературы. 1.

Средние века в тезисах

Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из нич... В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен упод... Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою соб... (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, че... Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивает...

Особенности средневековой философии

Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, вто... По существу такая логика непременно становилась теологикой. Явление богов в человеческом облике, известное у греков, не означало и... Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с опре... Богооткровенность истины в Священном писании предполагала необходимост...

Характеристика исторического периода

Характеристика исторического периода. III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской ... 4. Церковь становится более иерархична, а изменение характера церкви к на... 325 – Никейский собор – вырабатывается Символ веры.

Основные положения средневековой философии

creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог... Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую сту... При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так ка... providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой ... 5.

Этапы становления средневековой философии

Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина,... Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной фил... Первый этап - от VI до IX в предварительный. Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равным...

Спор между номиналистами и реалистами

Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как тво... В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, х... В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) систематизиро... Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения по определ... Итак, для средневековой философии характерно то, что она носила ярко в...

Литература

Литература. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.: Издательский Дом “Note Bene”, 1998. – 424 c. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. – 603 с. Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975. – 504 c. Фома Аквинский.

Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. – 1972. Этьен Жильсон "Философ и теология" - М.: Гнозис, 1995 (перевод французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la théologie" - Paris, 1960) Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк 1994.— 368 с.