рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Самоубийство и космические факторы

Самоубийство и космические факторы - Курсовая Работа, раздел Философия, Самоубийство в философии Эмиля Дюркгейма Самоубийство И Космические Факторы. Если Индивидуальные Предрасположения Сами...

Самоубийство и космические факторы. Если индивидуальные предрасположения сами по себе не являются определяющими причинами самоубийства, они, быть может, способны оказать более значительное влияние в соединении с известными космическими факторами. Ведь благоприятная материальная среда вызывает иногда развитие болезней, которые без нее остались бы в зародыше.

А можно предположить, что она способна вызвать фактическое проявление той общей и чисто потенциальной склонности к самоубийству, которая присуща известным индивидам. Среди факторов этого рода только двум приписывалось до сих пор влияние на число самоубийств, а именно климату и температуре различных времен года. Ферри и Морселли пришли к выводу, что температура воздуха имеет на наклонность к самоубийству прямое влияние и что чисто механическое действие, оказываемое жарою на мозговые функции человека, заставляет последнего кончать с собой.

Ферри пытался даже объяснить, каким образом это происходит. С одной стороны, говорит он, жара увеличивает возбуждаемость нервной системы, а с другой, поскольку в жаркое время года организм не нуждается в большой массе продуктов для поддержания температуры своего тела на желаемой высоте, получается избыточное накопление сил, которые, естественно, ищут себе выхода. Вследствие этой двойной причины летом наблюдается чрезмерное развитие активности, избыток жизни, рвущейся наружу и могущей проявиться только в форме насильственных действий самоубийство является одним из таких проявлений, убийство - другим, и. Потому количество добровольных смертей увеличивается в течение лета, равно как и чисто уголовных преступлений. 64.4 Но если количество самоубийств зависит от температуры, то число их менялось бы также регулярно, как и температура.

Между тем мы видим совершенно обратное. Весною лишают себя жизни чаще, чем осенью, хотя погода в это время несколько холоднее.

Эта независимость количества самоубийств от температуры еще более очевидна, если наблюдать число самоубийств не по временам года, а по месяцам. В самом деле месячные изменения подчинены следующему закону, применимому ко всем странам Европы. Начиная с января включительно число самоубийств регулярно увеличивается из месяца в месяц вплоть до июня, а начиная с этого момента до конца года правильно падает. Чаще всего - в 62 случаях из 100 - максимальное число самоубийств падает на июнь, в 25 случаях - на май ив 12 - на июль. В 60 случаях из 100 минимум падает на декабрь, в 22 - на январь, в 15 - на ноябрь и в 3 - на октябрь.

К тому же и наиболее заметные отклонения от этого общего закона выведены из такого малого числа случаев, что не могут иметь большого значения. Там, где можно проследить движение самоубийств на большом протяжении времени, как, например, во Франции, мы видим, что число их повышается вплоть до июня, затем уменьшается вплоть до января, причем разница между крайними точками не меньше 90-100 в среднем. Таким образом, количество самоубийств достигает своего максимума не в самые жаркие месяцы года - июль и август, а наоборот, в августе интенсивность этого явления значительно уменьшается.

Точно так же в большинстве случаев минимальное количество самоубийств наблюдается не в январе, который является самым холодным месяцем, а в декабре. 65.4 Тем не мене число самоубийств днём выше, чем ночью, чем же это тогда объяснить? Конечно, для объяснения этого обстоятельства нельзя ссылаться на действие, оказываемое солнцем и температурой.

Количество самоубийств, совершенных среди дня, т.е. в момент самой сильной жары, гораздо менее многочисленно, чем то, которое наблюдается вечером или утром. Ниже мы даже увидим, что в самый полдень число самоубийств значительно уменьшается. За устранением этого объяснения остается еще одно днем совершается большее число самоубийств потому, что день - это время наибольшего оживления человеческой деятельности, когда скрещиваются и перекрещиваются человеческие отношения, когда социальная жизнь проявляется наиболее интенсивно.

Существует два момента, когда самоубийство достигает своего зенита это те часы, в течение которых совершается наибольшее количество дел утро и время после полудня. Между этими двумя периодами существует время отдыха, когда общая деятельность приостанавливается, а с нею приостанавливается и совершение самоубийств. Следовательно, число самоубийств изменяется не благодаря температурному режиму, а в силу того, что изменяется социальная жизнь. 1.4 Подражание Прежде чем перейти к исследованию социальных причин самоубийства, надо рассмотреть влияние еще одного психологического фактора, которому приписывается особо важное значение в генезисе социальных факторов вообще, а самоубийства в частности.

Мы говорим о подражании. Подражание есть, бесспорно, явление чисто психологическое это вытекает уже из того обстоятельства, что оно возникает среди индивидов, не связанных между собою никакими социальными узами.

Человек обладает способностью подражать другому человеку вне всякой с ним солидарности, вне общей зависимости от одной социальной группы, и распространение подражания само по себе бессильно создать взаимную связь между людьми. Источник подражания заложен в известных свойствах представляющей деятельности нашего сознания в свойствах, которые вовсе не являются результатом коллективного влияния. Если бы было доказано, что подражание может служить определяющей причиной того или иного процента самоубийств, то тем самым пришлось бы признать, что число самоубийств - всецело или только отчасти, но, во всяком случае, непосредственно - зависит от индивидуальных причин.

Для начала нам нужно определить, что понимается под словом подражание. Эмиль Дюркгейм приводит три определения социологов 1 Способность состояний сознания, одновременно переживаемых некоторым числом разных индивидов, действовать друг на друга и комбинироваться между собой таким образом, что в результате получается известное новое состояние.

Лучше всего говорит Тард такого рода подражания обнаруживают свой характер в шумных собраниях наших городов, в грандиозных сценах наших революций. Именно при таких обстоятельствах лучше всего можно видеть, как люди, собравшись вместе, преображаются под взаимным влиянием друг на друга. 2 То же самое название дается заложенной в человеке потребности приводить себя в состояние гармонии с окружающим его обществом и с этою целью усваивать тот образ мыслей и действий, который в этом обществе является общепризнанным.

Под влиянием этой потребности мы следуем модам и обычаям, а так как обычные юридические и моральные нормы представляют собою не что иное, как определенные и укоренившиеся обычаи, то мы чаще всего подчиняемся влиянию именно этой силы в своих моральных поступках. 3 Наконец, может случиться, что мы воспроизводим поступок, совершившийся у нас на глазах или дошедший до нашего сведения, только потому, что он случился в нашем присутствии или доведен до нашего сведения.

Сам по себе поступок этот не обладает никакими внутренними достоинствами, ради которых стоило бы повторять его. Мы копируем его не потому, что считаем его полезным, не для того, чтобы последовать избранному нами образцу, но просто увлекаемся самим процессом копирования. Представление, которое мы себе об этом поступке создаем, автоматически определяет движения, которые его воспроизводят.

Мы зеваем, смеемся, плачем именно потому, что мы видим, как другие зевают, смеются, плачут. Таким же образом мысль об убийстве проникает иногда из одного сознания в другое. Перед нами подражание ради подражания. 75-76.4 Эти три вида фактов очень разнятся друг от друга. В фактах первого порядка отсутствует всякое воспроизведение в фактах второго порядка оно является простым следствием тех явно выраженных или подразумеваемых суждений и заключений, которые составляют существенный элемент данного явления поэтому воспроизведение не может служить определяющим признаком этого последнего.

И только в третьем случае воспроизведение играет главную роль, занимает собой все, так что новое действие представляет лишь эхо начального поступка. Здесь второй поступок буквально повторяет первый, причем повторение это вне себя самого не имеет никакого смысла, и единственной его причиной оказывается совокупность тех наших свойств, благодаря которым мы при известных обстоятельствах становимся подражательными существами.

Поэтому, если мы хотим употреблять слово подражание в его точном значении, мы должны применять его исключительно к фактам этой категории следовательно, мы назовем подражанием акт, которому непосредственно предшествует представление сходного акта, ранее совершенного другим человеком, причем между представлением и выполнением не происходит никакой - сознательной или бессознательной умственной работы, относящейся к внутренним свойствам воспроизводимого действия.

Только так определив подражание, мы будем иметь право считать его психологическим фактором самоубийства. В действительности то, что называют взаимным подражанием, есть явление вполне социальное, так как мы имеем здесь дело с общим переживанием общего чувства. Точно так же следование обычаям, традициям является результатом социальных причин, ибо оно основано на их обязательности, на особом престиже, которым пользуются коллективные верования и коллективная практика в силу того только, что они составляют плод коллективного творчества.

Следовательно, поскольку можно допустить, что самоубийство распространяется по одному из этих путей, оно зависит не от индивидуальных условий, а от социальных причин. 80.4 Если это влияние действительно существует, то оно должно было бы особенно сильно проявиться в географическом распределении самоубийств. В некоторых случаях мы должны были бы наблюдать, что характерное для данной страны число самоубийств, так сказать, передается и соседним областям.

Прежде всего, нет подражания там, где нет образца нет заражения без очага, из которого оно могло бы распространяться и где оно, естественно, проявляло бы максимум своей интенсивности. Таким образом, только тогда можно предположить, что самоубийство сообщается от одного общества другому, если наблюдения подтвердят существование некоторых центров излучения. Но по каким признакам можно их узнать? Во-первых, эти центры должны отличаться от всех соседних пунктов большею наклонностью к самоубийству на карте они должны быть окрашены более темной краской, чем окружающая их среда.

Ввиду того, что подражание оказывает там свое влияние одновременно с причинами, действительно производящими самоубийства, общее число случаев не может не возрасти. Во-вторых, для того, чтобы эти центры могли играть приписываемую им роль, и для того, чтобы иметь право отнести на счет этого их влияния происходящие вокруг них явления, надо, чтобы каждый из них был в некотором роде точкой прицела для соседних стран.

Ясно, что подражать данному явлению возможно лишь в том случае, если оно всегда имеется на виду если же внимание обращено не на этот центр, то, несмотря на то, что случаи самоубийства в нем очень многочисленны, они не будут играть никакой роли, так как останутся неизвестными и, следовательно, не будут воспроизводиться. Но население может фиксировать свое внимание только на таком центре, который занимает в областной жизни важное место. Другими словами, явления заражения более всего должны быть заметны кругом столиц и больших городов.

Наконец, так как, согласно всеобщему признанию, влияние какого бы то ни было примера ослабляется с расстоянием, то окружающие области должны по мере удаления их от очага заразы все слабее подвергаться заражению, и наоборот. Но этого не может быть, так как самоубийства располагаются большими, почти однородными пятнами, лишёнными всякого ядра. Плюсом ко всему, процент самоубийств резко изменяется каждый раз, когда круто сменяются условия социальной среды среда никогда не простирает своего влияния за пределы своих собственных границ.

Никогда страна, особенные социальные условия которой специально предрасполагают к самоубийству, не распространяет, в силу одной только заразительности, примера своей наклонности на соседние страны, если те же или подобные условия не влияют на эту последнюю с тою же силой. В заключение можно сказать, что если факт самоубийства может передаваться от одного индивида к другому, то, тем не менее, не было еще замечено, чтобы сила подражания оказала влияние на социальный процент самоубийств.

Она легко может рождать более или менее многочисленные случаи индивидуального характера, но не в состоянии служить объяснением неравной степени наклонности к самоубийству у различных стран и внутри каждого общества у частных социальных групп. Действие этой силы всегда очень ограничено и, кроме того, носит перемежающийся характер. Если подражание и достигает известной степени интенсивности, то только на очень короткий промежуток времени.

Глава 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Самоубийство в философии Эмиля Дюркгейма

Собственно, Сартр утверждал, что главное отличие человека от животного именно в том и состоит человек может себя убить, а прочие твари не могут. Когда прачеловек додумался до самоубийства, он стал полноправным человеком. … Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема, говорит Камю - проблема самоубийства.Решить, стоит или не…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самоубийство и космические факторы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самоубийство и психопатические состояния
Самоубийство и психопатические состояния. Существуют болезни, общий годовой процент которых относительно постоянен для данного общества и в то же время он значительно колеблется у различных народов

Наследственность
Наследственность. Далее я буду рассматривать, в одной из нижеследующих глав, что самоубийство очень заразительно. Эта способность заражаться особенно ярко чувствуется у индивидов, структура которых

Социальные причины и социальные типы
Социальные причины и социальные типы. Эгоистическое самоубийство Для того чтобы рассмотреть эгоистическое самоубийство Дюркгейм предлагает нам посмотреть три социальных института - это брак, религи

Аномичное самоубийство
Аномичное самоубийство. Известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать наклонность к самоубийству. В 1873 г. в Вене разразился такой кризис, достигший своего апогея в 1874 г и

Индивидуальные формы различных типов самоубийств
Индивидуальные формы различных типов самоубийств. Первый вид самоубийства, без сомнения известный уже в античном мире, но в особенности распространенный в настоящее время, представляет в его идеаль

Самоубийство в ряду других социальных явлений
Самоубийство в ряду других социальных явлений. Так как самоубийство по самому своему существу носит социальный характер, то следует рассмотреть, какое место занимает оно среди других социальных явл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги