Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"

Курсовая работа по теме: Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание.Феномен человеческого «Я». Содержание: Введение… 3 Сознание и психика. ……….….4 Сознание в истории философии… 5 Сознание и психика……… … 8 Уровни сознания… 8 Сознание как проблема в современной философии… 9 Сознание и самосознание….17 Феномен Я и субъект в философии Декарта… 19 Феномен человеческого Я… 23 Заключение….26 Библиография….27 Введение. Эта работа посвящена проблеме сознания и феномену человеческого Я. В начале работы, в главе «сознание и психика», дается определение понятий «сознание» и «психика» и рассматривается генезис понятия сознания в истории философии. Ниже, в качестве содержания сознания, дается описание уровней сознания.

Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему.

Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна корректная дефиниция феномена сознания и человеческого Я. Позже рассматривается феномен Я и субъект в философии Декарта, как понятия оказавшие немаловажное влияние на понимание этого феномена последующими философами. Затем феномен человеческого Я рассматривается в истории философии.

Сознание и психика

Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мирово... Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.... знание, которое приобретается совместно с другими»(2). В сфере социологии характерно рассмотрение сознания как компонента, от... Так же, наряду с непрерывностью, эта последовательность обладает и дис...

Сознание в истории философии

Сознание в истории философии В начальной стадии развития философии сознание еще не было отделено от неосознанного, а основа сознательных действий определялась Гераклитом через Логос (чем больше разум человека приобщен к Логосу, тем больше он ценен). Первыми, кто выделил грань между сознательными процессами и явлениями материального мира были софисты.

Затем Сократ сравнил своеобразие актов сознания с бытием материальных вещей. Платоном эти сознательные акты были возведены в мир идей. Как мир идей «руководит» миром материальным, так и в душе человека ум является основой целенаправленной деятельности. С развитием естествознания сознание стало пониматься как «знание о собственных умственных и волевых актах»(4). В Среднее века сознание понимается как надмировое начало и трактуется как принадлежащее в большей степени Богу, а человеку данное лишь в малом количестве.

Чем больше человек самоуглубляется в свою душу, тем больше продвигается на пути приобщения к Богу как к высшей форме сознания. В эпоху средневековья развивалась так же и материалистическая трактовка сознания. Делалось это арабскими философами и Д. Скоттом, который выдвинул учение, где утверждалось, что материя может мыслить.

В эпоху Нового времени на понимание проблемы сознания большое влияние оказал Декарт, который понимал сознание как субстанцию, которая рассматривается и постигается рассматривающим ее содержание субъектом. Декарт рассматривал субъекта как способного знать о состояниях своей психики. Это мнение было отвергнуто Лейбницем, который сформулировал учение о бессознательной психике. В XVIII веке французские материалисты сформулировали мысль о том, что сознание является особой функцией мозга, которая дает человеку способность приобретать знания, как об окружающем мире, так и о себе самом.

Немецкий классический идеализм выделил несколько различных уровней организации сознания. В рамках этого направления сознание стало пониматься как зависящее от независимых от субъекта форм и структур познания. Гегелем был утвержден принцип историзма в понимании феномена сознания (субъективный дух у него определяется формами общественной жизни конкретной эпохи). Знание о сознании обогатилось, в позитивном плане, достижениями нейрофизиологов и экспериментальных психологов.

Появились направления (бихевиоризм, фрейдизм), игнорирующие ведущую роль сознания в поведении человека. В рамках диалектического материализма сознание понимается как детерминирующаяся природной и социальной реальностью функция мозга, которая позволяет отражать объективный мир. При этом все переработанное сознанием существует в нем в виде образов, то есть идеально, Сознание дает «субъективный образ объективного мира». Сознание избирательно и целенаправленно.

Принятые сознанием аксиологические принципы являются фундаментом для возникновения у человека сознательности, главными функциями которой являются анализ мотивов человеческого поведения, понимание целей и последствий этого поведения сообразно общественным нормам и стандартам. Сознание обеспечивает «возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности творить мир»(5). Само появление сознания связано с развитием нервной системы, что было необходимо для приспособления организма к внешней среде.

Сознание человека дает возможность индивиду не только приспосабливаться к внешнему миру, но и преобразовывать его. Появляясь в труде, сознание создает культуру. Сознание возникло в связи с усложнением структуры мозга. С изменением структуры человеческой активности (появление речевых знаков, жестов, символов) изменялось и сознание. Позже, с появлением языка и возможностью преемственности человеческой деятельности и общения сознание стало формироваться как «духовный продукт жизни общества»(6). Следует сказать, что в понятие сознания входит сознание индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание понимается как сознание, присущее отдельному человеку.

Общественное сознание определяется как независящее от сознания отдельных людей, но реализующееся в процессе их деятельности и воплощающееся в языке, науке, философии, искусстве, идеологии, воззрениях.

Общественное сознание вырабатывает общественные нормы, с которыми должны согласовывать свои действия индивиды. Психика. Эта категория определяется как «свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности»(7). Психика выполняет функцию управления и ориентации жизнедеятельности субъекта. В процессе взаимодействия субъекта с объективной реальностью происходит психическое отражение. Возникновение сознания связано с изменением и усложнением психики.

Природа сознательных отражений действительности может быть выявлена путем объективного анализа. Изучением феномена психики занимается, главным образом психология.

Уровни сознания

В этой сфере таятся некоторые угрозы человеческому Я со стороны телесн... В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые... К сфере сверхсознания относят объективно-сверхвременные предметные сод... В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемо... Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за сч...

Сознание как проблема в современной философии

Возникло целое направление, посвященное решению этой проблемы – так на... В ряду самых актуальных и наболевших вопросов стоит вопрос по поводу т... Я – это не только рассудочный феномен, но и бытийственный, онтологичес... Физикалисты говорят о том, что для определения физического предиката м... Для функционализма характерно понимание деятельности сознания как деят...

Сознание и самосознание

Ребенок, овладевший речью, имеет возможность направлять действия окруж... Оно не отчуждено от текста. Это Я присутствует в текстах как некий вопрошающий субъект, который го... Однако ключевой точкой в развитии феномена Я считается христианский те... У представителей этого направления Я мыслится как комбинация объективн...

Библиография

Библиография 1) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 2) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 3) Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М 1999. 4) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 5) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 6) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 7) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 8) Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003 №3. 9) Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003 №3. 10)Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003 №3. 11) Мамардашвили М.К Пятигорский А.М. Символ и сознание М 1997. 12) Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М 1999. 13) Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983. 14) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.1. М 1989. 15) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.1. М 1989. 16) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.2. М 1989. 17) Гегель.

Работы разных лет в двух томах.

Т.2. М 1971. 18) Шпет Г.Г. Философские этюды.

М 1994. 19) Микешина, Л.А. Философия познания: Полемические главы.

М 2002. 20) Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.1. М 1989. 21) Микешина, Л.А. Философия познания: Полемические главы. М 2002. 22) Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002. 23) Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002. 24) Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002.