Основные направления

Основные направления. Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления 1 традиционалистское, отвергающее институт раввината, а зачастую сам Талмуд и прочие комментарии к Торе к этому направлению относятся, например, караимы и 2 модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени.

Так, в странах Арабского Халифата в X-XIII вв. под влиянием исламской философии и философии неоплатонизма широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма Саадия Гаон 892- 942 , Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол 1021-ок. 1050 , Иегуда гa-Леви ок. 1075-1141 и др Наряду с рационалистической школой развивались мистические направления - Мэркава Божья Колесница и Сефирот магия ивритских чисел и букв. Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинного смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и ашкена-назийского хасидизма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.

В XII-XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании и во Франции, а также среди евреев Палестины.

Священная книга каббалистов - Зогар Сияние. Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о сотворении мира и человека на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая.

Ее сторонники уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистическому созерцанию Чертогов Бога. Каббалисты этого направления после интенсивных специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению.

Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме.

Так, в XVII-XVIII вв. идеи каббалиста Саббатая Цви 1625-1676 , объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов. Каббала оказала влияние на возрождение в XVIII-XIX вв. хасидизма2, который в это время становился доминирующим течением еврейской общественной мысли, прежде всего в странах Восточной Европы.

Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает заповеди Торы, еще при жизни способен стать цадиком - хранителем божественных тайн. Бааль Шем-Тов рабби Бешт - ум. 1760 г. был первым, кто начал проповедовать доходчивым языком среди простого еврейского люда идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму и альтруизму. Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма и даже возглавил так называемое движение митнагдим противостоящие, которое ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма.

Однако хасидские цадики приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения очень скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма.

Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название -реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. В первой половине XIX в. среди еврейских интеллектуалов Европы чрезвычайно популярными становятся идеи Хаскала Просветительство, представлявшие собой попытку секуляризации еврейской жизни и приспособления ее к светской культуре развитых европейских стран.

Однако с конца прошлого - начала нынешнего столетия наибольшее влияние в еврейских массах приобретают националистические концепции сионизма. В основе сионизма, как известно, лежит концепция создания еврейского государства, и реализацию этой идеи на практике в основном осуществляли светские представители еврейской общественности различных стран мира. Однако по сути своей сионистская идея представляет собой политизацию многих положений иудаизма например, призывы к необходимости собирания евреев на землях библейских предков или пропаганда представлений о богоизбранности еврейского народа. С образованием в мае 1948 г. государства Израиль последнее становится центром притяжения для верующих иудаистов всех направлений и течений.

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса официальной религии, его институты тесно переплетены с государственными структурами и финансируются из государственного бюджета.

С момента образования Израиля в нем действует так называемое общепринятое соглашение, представляющее собой исторический компромисс между всеми политическими силами страны. 2.