рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности католической философии

Особенности католической философии - Курсовая Работа, раздел Философия, Споры философов. Иудеи и христиане Особенности Католической Философии. Неотомизм Неотомизм Лат. Нео - Новый И Th...

Особенности католической философии. Неотомизм Неотомизм лат. нео - новый и thomismus - учение Фомы Аквинского - влиятельное течение в философии католицизма.

После периода расцвета в XIII - XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы модернизированный томизм возродился в силу ряда субъективных причин в конце XIX в. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии.

Энцикликой Льва XIII 1810 - 1903 Aeterni patris Отцу вечному , 1879 философия Фомы Аквинского 1225 или 1226 - 1274 была провозглашена вечной и единственно истинной. Вскоре после обнародования энциклики Ватиканом была создана сеть институтов, школ и специальных католических центров, задачей которых и ныне является изучение, развитие и популяризация учения Фомы Аквинского.

Этим занимаются старейший папский Григорианский университет, основанный в 1552 г. создателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой 1491 - 1556 , Институт святого Фомы в Лувене Бельгия, католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине, Академия Альберта Великого в Кельне и др. Только в Риме и его окрестностях действует около 50 католических вузов и исследовательских центров, в том числе 14 вузов, имеющих статус папских университетов. Католические вузы и научные центры ежегодно издают сотни монографий и наименований журналов, истолковывающих различные аспекты современной цивилизации в духе неотомизма, ищущих в учении Фомы ключ к решению многих проблем конца XX в. Видные представители неотомизма - Ж. Маритен 1882 - 1973 , Э. Жиль-сон 1884 - 1978 , Г. Веттер, И. Бохенский, Г. Манзер 1866 - 1949 , И. де Фриз 1874 - 1959 и др. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума.

В свое время Фома Аквинский, оценивая предшествующие попытки решения указанной дилеммы иррационализм христианского апологета Тертуллиана ок. 160-после 220 , рационализм французского философа П. Абеляра 1079 -1142 , пришел к выводу об их неприемлемости и необходимости выработки новой концепции.

Тертуллиан утверждал, что разум не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры, и тем самым признавал неустранимость противоречия между разумом и верой, а значит, и невозможность рационального доказательства бытия Бога. Для воззрений П. Абеляра, напротив, характерен рационализм -предварительным условием веры у него выступает разум понимаю, чтобы верить. П. Абеляр подчеркивал преимущества разума перед слепой верой, подвергал сомнению истинность догматов и тем самым проводил идею автономии науки по отношению к теологии.

Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом - через Откровение, божественное слово.

Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины наука, философия и теология. Низшая из них - наука она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет. Философия - более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Неотомисты, устанавливая функции философии, особо выделяют следующие два положения философия, будучи наукой о высших причинах, вместе с тем является учением о первой высшей причине и в этом плане смыкается с теологией философия посредством своей аргументации и понятийного аппарата должна выполнять служебную роль по отношению к теологии.

Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством света разума неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки.

Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере. Понимание неотомистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии, с другой, тесно связано с их пониманием взаимоотношения веры и знания.

Принцип гармонии веры и знания сводится к следующему истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума. Противоречить же себе Бог не может. Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избирательного использования теоретических достижений наук о природе и идеалистической философии.

Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о новом лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов познания природы, и наличие пограничных вопросов между теологией, философией и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки и целостное религиозное мировоззрение. Основным разделом философии неотомизма является онтология учение о бытии. Ее предмет и основная категория - бытие -понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и материального вторичного по отношению к первому миров.

Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для теологов - это абсолютно первое понятие, о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в неотомистской интерпретации предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. Поэтому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. Идеалистически понятое бытие состоит из потенции она же возможность, или чистое бытие и акта действительности. Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт -реализация потенции.

Акт бытия в мире определяется божественной первопричиной посредством иерархии причин материальной, формальной, действующей и целевой.

Первые две причины находятся в самих вещах, последние - вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности формальная выступает как принцип обретения материей конкретной определенности действующая означает определенную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо движение, а затем и возникновение чего-то нового целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о направленности Божьего плана.

Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бога, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является по определению, и из существования, конкретного существования именно этого единичного предмета. Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма греч. тиле - материя и морфе - форма или спецификой соотношения материи и формы. Первая для них -метафизически понятая возможность, вторая - действительность.

Материя - это неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше четырех причин форма конституирует содержание - субстанцию. В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует так называемую иерархию бытия.

Первые объекты, характеризующиеся материей и формой минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров чистых духов - ангелов. Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа - это форма, определяющая бытие человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу. Но как соотносится бытие Бога с сотворенным им бытием? Этот вопрос неотомисты решают посредством признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги.

В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах Бога. Несмотря на то, что раскрытие любой категории онтологии имеет целью обоснование бытия Бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные доказательства его существования.

Они повторяют аргументы, выдвинутые еще Фомой Аквинским от наличия движения в мире к существованию неподвижного перводвигателя от причинной обусловленности всякой вещи к наличию первопричины от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа - источника этой целесообразности. Последователи Фомы Аквинского утверждают, что именно их теория познания позволяет именовать философию не-отомизма реализмом.

Основанием для этого является признание ими существования независимой от человека реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно-идеалистического понимания процесса познания. Признание объективной реальности действительно является исходной посылкой теории познания неотомизма, он признает значение опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путем у человека вырабатываются элементарные понятия.

Но опыт не дает знания нематериальной сущности вещей. Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом - сущность вещи форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Материя выпадает изнеотомистской гносеологии. Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть, способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи дема-териализация формы. Процесс познания выглядит следующим образом.

В результате воздействия внешних бытии на органы чувств человека у него возникают чувственные подобия вещей, являющиеся посредниками между человеком и вещами. Эти познавательные формы не тождественны самим вещам, ибо, по терминологии Фомы Аквинского, они не то, что мы видим, а то, посредством чего мы видим. На основе данных форм у человека возникают образы вещей, понятия, слова, являющиеся конечным результатом познания.

Указанный посредник освобождает форму от материи, и сущность вещи в неотомистском понимании становится доступной человеческому разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. Рациональное не-отомистское познание - своего рода приобщение к разуму Бога. Вплоть до II Ватиканского собора 1962 -1965 неотомизм выступал как единственная философская основа не только теории бытия и теории познания, но и социального учения официального католицизма.

Однако уже на первых сессиях собора многие теологи отмечали, что неотомизм стал тормозом на пути католицизма к обновлению. Церковь, доказывали они, поддерживая только неотомизм, отрезает себе пути к использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Внутрицерковная критика неотомизма, как правило, ведется с целью очищения его от всего анахроничного и обогащения элементами других философских систем.

В результате тот неотомизм, который существует ныне и признается официальной церковью, есть только ассимилирующий неотомизм, т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и даже некоторые положения марксизма. Отдельные элементы указанных философских направлений можно обнаружить, в частности, в последних энцикликах папы Иоанна Павла П. 3.2. НеоавгустинизмВидное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинизм.

Многочисленные неоавгустинистские школы философия духа Р. Ле Сенна философия действия М. Блонделя 1861 -1949 католический экзистенциализм Г. Марселя 1889 - 1973 , персонализм Ж. Лакруа 1900 - 1986 и др. объединяет приверженность к следующим принципам признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира учение о непосредственном отно-шении между Богом и человеком выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств познания действительности сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности. В то время как неотомизм допускает рациональные доказательства догматов христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные аргументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотомистской апологетики, по мнению неоавгустинистов, заключается в том, что она представляет религию в виде отвлеченных истин, к которым приходят в процессе познания.

Но вера, согласно их концепции, не познание, а личностный, неповторимый опыт приобщения к религии и встречи с Богом. Ориентация на интуитивно-эмоциональные пути познания Бога приводит к иррационалистическому учению о предмете и возможностях науки и философии.

Неоавгустинисты признают способность разума познавать действительность, создавать научную картину мира, однако устанавливают жесткие границы применения разума и науки. Наука объявляется низшей ступенью познания, ее предмет-мир наблюдаемых явлений, она не возвышается до постановки вопросов о сущности бытия.

Эмпирическое наблюдение, абстрагирование и обобщение приносят положительные результаты только в исследовании объективного мира, но непригодны для познания внутреннего мира личности. Неоавгустинисты выступают за расширение рамок познания и признание в качестве адекватного способа постижения личности так называемого экзистенциального лат. existentia - существование опыта. Специфика познания в экзистенциальном опыте раскрывается через понятия таинство, вовлечение, вера. Говоря о познании мира, Неоавгустинисты фактически имеют в виду интерпретацию в моральном плане личностного существования.

Таким подходом располагает только философия, она представляет собой продукт индивидуального творчества мыслителя, посредством которого он выражает прежде всего свою личность, а не некое объективное содержание, оцениваемое с помощью логических критериев. Каждая личность создает свою философию. Сколько личностей, столько может быть и философских истин. Центральной проблемой философии неавгустинисты считают отношения Бога и человека.

Они утверждают, что погружение в недра собственного я создает пропасть между личностью и миром, конкретным существованием человека и бытием в целом. Чтобы избежать этого дуализма, необходимо, по их мнению, объединяющее начало, которым может быть только Бог. Благодаря интуиции человек осознает себя связанным с чем-то общеобязательным, превосходящим его, и обнаруживает присутствие бытия.

Это бытие наделяется всеми свойствами христианского Бога вездесущностью, неизменностью, бестелесностью, индивидуальностью и т. д. Если неотомисты в учении о бытии исходят из аналогии Бога и мира, то неоавгустинисты полагают, что более правильным будет обозначить отношения Бога и мира термином однородности, тождественности, единосущности. Вводя понятие однородности бытия, неоавгустинисты снимают границу между Богом и человеком и тем самым пытаются доказать возможность их непосредственного общения.

Важную роль в обосновании неоавгустинистского миропонимания играет идея креационизма - сотворения живой и неживой природы в едином творческом акте. Эту идею призван обосновать тезис о бытии-акте - некоем мистическом действии, направленном как на самого себя, так и на все остальное. Главной в трактовке акта является идея непрерывного, бесконечного творения. Бесконечный творческий акт реализуется в двух формах творении реальности и существовании. Реальность наделена всеми характе-стиками метафизического понимания материи.

Она пассивна и выступает как нечто данное. Выдвигая тезис о производности реальности от бытия-акта, неоавгустинисты пытаются по-новому обосновать библейскую версию о сотворении мира Богом. Главное внимание неоавгустинисты уделяют человеку, его существованию. Здесь они проводят общую для большинства религиозно-философских учений концепцию о двойственной природе человека. В соответствии с этой концепцией существование понимается как двойственное состояние, находящееся в зависимости от бытия и реальности.

Бытие служит источником и целью существования. Но реальность мешает существованию с ним слиться. В то же время реальность оказывается необходимым компонентом в становлении существования. Учение о существовании служит мостом от теории бытия к теории человека - антропологии. Главным в антропологии является понятие участия, сопричастности, партиципации. Партиципация рассматривается как внутреннее объединение, взаимопроникновение человека и Бога на мистической основе.

Это понятие наиболее точно передает отношения человека и Бога. Партиципация имеет в своем основании творческий акт Бога, но действует Бог посредством человека. Успех познания зависит от того, какие отношения установит человек с Богом. Если человекпротивопоставляет себя Богу и ищет в индивидуальности основание своих действий, то он обречен на поражение. Только в гармонии с Богом человек избавится от своих недостатков, которые присущи ему как ограниченному существу. 3.3. Тейярдизм С совершено иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает религиозно-философские проблемы П. Тейяр де Шарден 1881 - 1955 , верный член ордена иезуитов и видный ученый - палеонтолог, археолог, биолог.

Учение П. Тейяра противостоит ортодоксальным томистским представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие П. Тейяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и публикации философско-теологических сочинений. Однако начиная с 60-х годов его взгляды широко используются в модернистских концепциях самой различной ориентации.

П. Тейяр де Шарден считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом современного мышления он провозгласил эволюционизм. Принцип эволюции, по его словам, коренится в самой действительности и присущ всем явлениям природы. Мир, согласно концепции П. Тейяра де Шардена, постоянно находится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему.

Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятие скачка как критической точки изменения состояний, посредством которого последующий этап эволюции отрицает предшествующий. Эволюция начинается в определенной точке, точке Альфа. Основными критическими точками процесса развития мира - космогенеза - выступают у Тейяра следующие этапы неорганическая природа преджизнь, органическая материя жизнь, духовный мир мысль, ноосфера и Бог точка Омега. Большое значение Тейяр придает третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества.

Человек есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возникает высшая форма в развитии мира-мысль, сознание, духовность.

По Тейяру, до появления человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. Именно эту сферу Тейяр по аналогии со стадиями геохимического развития Земли - барисферой, литосферой, биосферой -называет ноосферой -мыслящим пластом Земли. В целях обоснования концепции о превосходстве идеального начала над материальным, о духовно-личностной основе мироздания Тейяр выделяет положение о всеобщей одушевленности материи.

Для объяснения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы имеют некие зачатки духа. Духовный слой бытия Тейяр рассматривает как особую энергию, он называет ее радиальной в отличие от механической тангенциальной энергии. Именно радиальная энергия обусловливает развитие материи и влечет каждый материальный объект в направлении все более сложного, внутренне сосредоточенного состояния.

Концепция Тейяра имеет финалистский характер. Развитие в мире имеет строгую направленность, за материальными причинами следует обнаруживать глубинное, целевое начало. В той сфере, где твердо установлен принцип детерминизма, Тейяр безоговорочно признает действие этого принципа на уровне неживой материи целевое начало активно не проявляет себя. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека.

Человек - это сознательное существо, бытие, устремление к Богу. Бог выступает в качестве конечной цели мирового развития радиальная энергия, психизм, а с появлением человека - сознание - ведут эволюцию к определенной трансцендентной цели. Идеи П. Тейяра де Шардена оказывают значительное влияние на современное социально-этическое учение католицизма, особенно на построение модели будущего человеческого общества. Согласно концепции Тейяра, социальный и нравственный прогресс в мире выражается в интеграции всех элементов мира в едином целом.

Применительно к человеческому обществу это должно означать всеобщую тотализацию и социализацию. Будущее должно выражаться в образовании древа духа, которое вырастает из соединения разнообразных и пока еще взаимоисключающих течений христианства, буржуазной демократии, восточной мистики, коммунизма и фашизма. Кстати, симпатии Тейяра к фашизму объяснялись тем, что в нем он усматривал средство ликвидации безработицы, организации сильной власти, но прежде всего тотализации. Эволюционизм Тейяра, предполагающий конвергенцию и социальную унификацию, означает снятие всех интеллектуальных, политических, национальных и языковых барьеров.

Вначале возникнут единые общечеловеческие культура, техника, наука, религия и мораль. В конечном итоге история человечества перерастает у Тейяра в эсхатологию - учение о конечных судьбах мира и человека, а сама жизнь общества - в проект эволюции от низших социальных форм к высшим формам психизма, где человеческое сознание, духовная культура отделятся от своих материальных носителей и будут существовать самостоятельно, как особая сфера реальности.

Двигателем эволюции общества, ее кровью выступает любовь. Человечество не найдет себя и не сформируется, пишет он, если акт соединения не будет одновременно и актом взаимной любви людей. Аморизация общества, т. е. проникновение любви в социальный организм, по Тейяру, состоит из нескольких фаз. Он выделяетлюбовь избирательную интимные отношения, общественную к ближнему и любовь как принцип отношения человека к Богу. В конечной фазе любовь, по его мнению, всегда стремится к некоему идеальному измерению, к точке Омега - Христу, являющемуся средоточием всякой любви.

Благодаря любви точка Омега становится синтезом личности и всеобщности. Следовательно, любовь - это фактор, позволяющий соединяться человеку с человеком, а через ноосферу новое человеческое сообщество соединяется с точкой Омега без утраты собственной индивидуальности.

Вывод Термин иудаизм на иврите яаадут происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых Числа 1 27 . Выходцем из рода Иуды был царь Давид конец XI в. до н.э ок. 977 г. до н.э при котором объединенное Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин иудей стал часто использоваться как эквивалентный слову еврей. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II-I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен.

В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Православная философия впервые получила широкое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснование основных принципов вероучения.

Опираясь на патристику, платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин ок. 675 -753 , патриарх Фотий ок. 820-ок. 891 предприняли попытку раскрыть весь комплекс христианских представлений в соответствии с требованиями аристотелевскойлогики с целью обосновать истинность и непреходящую ценность христианского вероучения.

В обширной работе Источник знания Иоанн Дамаскин использовал совокупность знаний своего времени. Считая источником всякого знания Откровение, он одновременно разработал сложную систему доказательств истинности христологических догматов. Задачей философии, с его точки зрения, является приобщение человека к мудрости, которая представляет собой один из важнейших атрибутов Бога. Философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм, христианских принципов семейной и общественной жизни. Иоанн Дамаскин сформулировал основополагающие установки схоластики, в том числе и представление о науке как о служанке богословия.

В его сочинениях мистика переплетается с рационалистическими посылками. В последующие века в византийской философии усиливаются мистические и иррационалистические тенденции. В произведениях Григория Паламы 1296 - 1359 , Григория Синаита 60-е гг. XIII в 40-е гг. XIV в Николая Кявасилы ок. 1320 -1371 , названных исихастами греч. hecycha - покой, молчание, отрешенность единственным средством познания божественной истины признается молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение.

Православная философия Византии оказала огромное влияние на все православные церкви, в том числе и на русскую. На славянский язык были переведены основные сочинения исихастов. Особенно привлекательным оказалось учение Григория Паламы о двух модусах Бога. Бог как сущность абсолютно непознаваем.

Он не может быть определен через атрибуты бытия, сущности, природы, поскольку представляет собой сверхсущность. Но Бог проявляет себя в энергиях, которые доступны человеческому познанию через созерцание. Любая интеллектуальная философия бессильна в раскрытии трансцендентности Бога и восприятии воплотившегося Слова. Особенно популярными в XIV - XVI вв. на Руси были произведения каппадокийцев - Василия Великого ок. 330 - 379 , его брата Григория Нисского ок. 335 - ок. 394 , его друга Григория Назианского ок. 330 - ок. 390 и исихастов.

Однако это не означает, что религиозно-философские воззрения были однородными. Крайнему мистико-созерцательному направлению, разделяемому Сергием Радонежским 1314 - 1396 и Нилом Сорским ок. 1433 - 1508 , противостояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоокого ок. 1439 - 1515 , Зиновия Отенского ок. 1568 . Хотя рационально-схоластическая тенденция не приобрела в русском православии заметного влияния, тем не менее она не прошла бесследно и в разные периоды в различных формах на непродолжительное время выступала на передний план. В дальнейшем исихазм прочно вошел во все системы русской православной философии.

Переориентация в конце XVII в. на западно-европейскую схоластику, на христианский аристотелизм и метафизический телеологизм X. Вольфа 1679 - 1754 не была ни долговременной, ни устойчивой. Вольфианский догматический рационализм, центрами распространения которого были Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская духовные академии, теряет в середине XVIII в. свою популярность, и в церковной ориентации господствующее положение вновь приобретает византийский мистицизм.

В католической философии можно выделить две тенденции католический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими корнями восходит к иррационализму и мистике древнегреческого философа-идеалиста Платона и христианского теолога Аврелия Августина, а неотомизм, тейярдизм и суарезианизм - к рационалистической традиции Аристотеля 384 - 322 до н. э. и средневекового схоласта Фомы Аквинского 1226 - 1274 .

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Споры философов. Иудеи и христиане

Это была эпоха религиозно-политического возбуждения, обострения надежд и ожиданий, связанных с национальной судьбой Израиля, с библейскими… Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю - вопрос, с… И вот, в приведении к Мессии своих братьев по крови они видели свою первую, можно сказать, самоочевидную цель, ибо Он…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности католической философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История появления и развития иудаизма
История появления и развития иудаизма. Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобы

Основные направления
Основные направления. Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления 1 традиционалистское, отвергающее институт раввината, а зачастую сам Талмуд и прочие комментар

Академическая философия
Академическая философия. В конце XVIII - начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами

Метафизика всеединства
Метафизика всеединства. Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым 1853 -1900 в работах Критика отвлеченных начал , Чтения

Современные философско-религиозные споры
Современные философско-религиозные споры. Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги