рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами

Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами - раздел Философия, Философия в античном мире Пифагорейская И Элейская Школы Идеализма И Их Противостояние С Материалистами...

Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами. Философскими противниками материализма и диалектики милетцев и Гераклита явились представители пифагорейской и элейской школ идеализма, возникших в Великой Греции древнегреческих колониях в Южной Италии в 6 веке до н.э. Земледельческая Великая Греция была отсталой страной по сравнению с Ионией, и именно здесь выступили на борьбу против материализма идеологи аристократов всякого рода идеалисты и мистики.

Пифагорейская школа возникла в условиях острой политической борьбы между реакционной аристократией и демосом простым народом - крестьянами и городской беднотой, состоящей из ремесленников и мелких торговцев, разгоревшейся по всем южноитальянским древнегреческим полисам.

Основатель школы Пифагор около 580 - 500 гг. до н. э первоначально жил на острове Самосе, а затем в Южной Италии, в г. Кротоне, где власть в конце 6 века до н.э. принадлежала аристократии.

Он основал так называемый пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством исторически находящимся между первобытными мужскими союзами и духовными орденами средневековья. Пифагорейцы всюду стояли на стороне рабовладельческой аристократии и ожесточенно боролись против демоса. Пифагор отвергал материализм милетской школы, передовые естественно-научные взгляды своего времени. Заимствовав математические знания у египтян, Пифагор положил начало систематическим занятия математикой в Древней Греции.

Пифагорейцы занимались и вопросами астрономии называемой ими сферикой, движение небесных светил, учили они, подчиняется гармонии математических отношений музыка сфер. Эти зачатки научного мышления у пифагорейцев были подавлены их идеалистической философией, согласно которой числа составляют мистическую сущность вещей, математические абстракции таинственно управляют миром, порядок порождается мистикой чисел.

Под порядком Пифагор понимал власть аристократов древнегреческую рабовладельческую демократию он осуждал, как нарушение порядка. Пифагорейская философия была примитивной попыткой теоретически обосновать господство рабовладельческой аристократии. Первое письменное изложение учения Пифагора дал Филолай Филолай - древнегреческий философ, ученик Пифагора, современник Сократа. Филолай написал на дорийском диалекте три книги О природе, из которых сохранилось несколько фрагментов в передаче Диогена Лаэртского, Стобея, Боэция, Климента и др от которого, как и от Иона Хиосского Ион Хиосский около 490 - 422 гг. до н.э греческий поэт, занимавшийся разносторонней литературной деятельностью остались немногочисленные фрагменты.

С конца 5 века пифагореизм стал постепенно сближаться с платоновской философией. Окончательное оформление Пифагореизма относится ко времени позднего Платона и его Академии. Архит Тарентский Архит Тарентский около 400 - 365 гг. до н.э философ, математик, политический деятель и полководец, один из виднейших представителей пифагорейской школы, поддерживавший дружеские отношения с Платоном. был последним крупным представителем Пифагореизма.

В 1 веке до н.э. идеи Пифагореизма стали отправной точкой в развитии неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 века. Его представителями были Нигидий Фигул, Апполоний Тианский, Нумений и др. В Пифагореизме возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица - как уход в неопределенную даль, троица - как первое оформление этой бесконечности, четверица - как первое телесное воплощение этой триадической формы и т.д. В связи с учением Пифагора можно упомянуть труд Е.П. Блаватской Тайная доктрина.

Синтез науки, религии и философии, где также дается довольно смелая трактовка смысла чисел Пифагора. Ноль, или круг там означает символ всеединства или предвечную пустоту.

Вселенная возникает из точки единицы в центре круга и обратно же в точку превращается, исчезая и закончив свой цикл. Возникая Вселенная становится линией двойка представляя собой пассивное женское начало, которое благодаря фохату аналог Логоса Гераклита - проявлению предвечной мысли становится триединством треугольником - активным мужским началом, способным создавать формы проявленного мира. Число четыре квадрат означает нашу Землю кристаллическая решетка минералов лучше всего выражает эту символику и, наконец, число пять представляет собой вершину творения - человека рисунок Леонардо Да Винчи. Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты 4 3 , квинты 3 2 и октавы 2 1 , которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами.

Тоны, полутоны и еще меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики.

Эта физически-арифметически-акустическая концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из которых издавала свой характерный звук, состояла из определенной комбинации правильных геометрических тел и выявляла определенную материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью ее консистенции. Учение Пифагореизма о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское учение о переселении и вечном круговороте душ, игравшее такую же реакционную роль. Если пифагорейцы, насаждая мистику чисел, пытались в первую очередь опорочить и подорвать древнегреческий материализм, то элейская школа, которая действовала на рубеже 6 - 5 веков до н.э повела борьбу именно против диалектики материалистов.

Свое название школа получила от г. Элеи в Южной Италии - греческой колонии, воспетой в стихах основателем школы Ксенофаном Ксенофан из Колофона 6 - 5 вв. до н.э. древнегреческий философ и поэт. Мир, рассматриваемый в его всеединстве, Ксенофан называл богом. По свидетельству Диогена Лаэртского Ксенофан утверждал, что существо божье шарообразно . в Элее жили главные деятели школы - современник Гераклита Парменид, изложивший свое учение в философской поэме О природе, и его ученик и приемник Зенон. Ксенофан, которому еще не были чужды некоторые передовые естественно-научные идеи древних, подверг острой критике антропоморфическую религию однако он не был атеистом и с пантеистических позиций называл материальный мир единым богом. Парменид, развивая антидиалектический взгляд на мир, обрушился на идеи Гераклита, т. к. учение о постоянном изменении явлений природы через переходы противоположностей резко противоречило религиозно-догматическим идеям рабовладельческой аристократии.

Изменчивым и многообразным явлениям природы Парменид противопоставил единое, непрерывное, неподвижное и неизменное бытие, отождествленное с мыслью.

Отвергая ощущения и опыт как источник знания, он вступил в борьбу с ионийским естествознанием, возражал против требования Гераклита прислушиваться к природе. Зенон старался доказать, что признание истинности движения и множественности приводит к противоречивым выводам, к логическому абсурду.

В рассуждениях Зенона Стрела , Дихотомия , Ахиллес и черепаха , Стадион имелись элементы стихийной диалектики, но в конечном счете Зенон подменял единство движения и покоя моментом покоя. 4. Философы-естествоиспытатели.

Левкип и Демокрит В середине 5 века до н.э. развитие полисов рабовладельческой Греции достигло вершины своего исторического пути. Главным центром древнегреческой культуры явились Афины - наиболее значительное государство рабовладельческой демократии. Древнегреческая наука вступила в новую, более высокую фазу своего развития. Философы-естествоиспытатели Анаксагор, Эмпедокл, Левкип и особенно идеолог рабовладельческой демократии, великий материалист древности, Демокрит - содействовали новым достижениям древнегреческого материализма.

Проблема материи стояла в центре внимания всех материалистов 5 века до н.э. В естественно-научном, хотя и наивном, разрешении этой проблемы сказалась сила древнегреческого материализма, его преимущество перед идеализмом, бессильным объяснить явления природы и защищавшим враждебные науки, вздорные мифологические и теологические фантазии. Материалисты 5 века уже не удовлетворялись тем представлением о материи, которое было свойственно милетской школе и Гераклиту.

Материалистические школы Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита стремились разрешить вопрос о характере тех материалистических частиц, из которых, согласно их взгляду, состоят все вещи. Так, Анаксагор за основу всего существующего принимал материалистические частицы, сочетания которых образуют качественно подобные им тела. В истории философии за этими частицами закрепилось название гомеомерии подобно частные, сам Анаксагор называл эти частицы семенами вещей.

Эмпидокл основой всех природных явлений считал четыре материальных элемента, четыре корня огонь, воздух, воду и землю каждое тело состоит из сочетания этих корней. Левкип и Демокрит положили начало древнегреческой атомистике. Все явления природы, с их точки зрения, состоят из неделимых материальных частиц и пустоты. Атомы они называли бытием, а пустоту - небытием, причем небытие считали столь же реально существующим, как и бытие, атомы качественно одинаковы и различаются лишь формой строем, порядком соприкосновением и положением поворотом. Возникновение и уничтожение бесчисленных миров, образующих Вселенную, и все изменения, происходящие в природе, сводятся, согласно Демокриту, к различным сочетаниям атомов, движущихся в пустоте и подчиняющихся природной необходимости.

Для объяснения движения гомеомерий Анаксагор ввел внешнюю по отношению к ним силу - нус, мировой ум, который он понимал как тончайшее и чистейшее вещество. Эмпедокл объяснял движение в природе совместным действием двух противоположных сил - вражды и дружбы.

Демокрит высказал гениальную до гадку о самодвижении материи. Взгляды Демокрита на природу в целом являются образцом стихийной диалектики древних греков. Он учил о вечном изменении природы, о возникновении бесчисленных миров в недрах бесконечной Вселенной, об их развитии и гибели, о разложении миров на составляющие их атомы и новом возникновении миров из новых сочетаний атомов.

Демокрит развивал также диалектику в древнем смысле этого слова как отыскание истины путем столкновения противоположных мнений. Его теория познания была им изложена в художественной форме, в виде спора, столкновения мнений олицетворенного разума и чувств по вопросу о том, как познается истина. Демокрит ок.460 - 370 гг. до н. э 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия в античном мире

Древнейший период индийской философии можно охарактеризовать как попытку философского осмысления культовых текстов - вед. Истолковывая сакральные… В Китае философия возникла в 6-3 в. в. до н.э когда сформировались основные… Поэтому древнекитайская философия носила ярко выраженный этико-политический характер, вопросы гносеологии и онтологии…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие материализма в учении Гераклита
Развитие материализма в учении Гераклита. Гераклит Эфесский Herakleitos Ephesios р. около 544 - 540 до н. э г. смерти неизвестен, древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавш

Древнегреческая софистика
Древнегреческая софистика. В это же время развитие рабовладельческой демократии привело к возникновению древнегреческой софистики от греческого софист - мудрец. Представителей этого направления наз

Материалистическая линия Эпикура
Материалистическая линия Эпикура. В эллинистический период истории древнего мира, охватывающий три последних века до н.э Александрия в Египте была средоточием мировых торговых отношений и главным ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги