рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнегреческая софистика

Древнегреческая софистика - раздел Философия, Философия в античном мире Древнегреческая Софистика. В Это Же Время Развитие Рабовладельческой Демократ...

Древнегреческая софистика. В это же время развитие рабовладельческой демократии привело к возникновению древнегреческой софистики от греческого софист - мудрец. Представителей этого направления называли, и они сами так называли себя, имея в виду это первоначально положительное значение слова.

Однако ими была развита и та субъективная и произвольная игра понятиями, благодаря которой слово софистика стало обозначать учение, враждебное подлинному знанию. Вопросы права и государства, истории общества, морали и воспитания, науки и религии, выдвинутые классовой борьбой в Древней Греции, получили в лице софистов своих истолкователей.

В центре внимания софистов оказался человек, его духовная жизнь, его судьба. Сосредоточив свое внимание на вопросах общественного сознания и совершенно не понимая его материалистические основы, софисты склонялись к точке зрения абсолютного релятивизма Релятивизм от лат. relativus - относительный, методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений неправильно преувеличивая относительность знаний и убеждений, хотя в объяснении природы некоторые из них приближались к линии Демокрита. Уточним здесь, что гносеологическими корнями релятивизма являются отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств. Факт развития познания релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще и в конечном счете к агностицизму. Однако вернемся к нашей теме. Софисты культивировали искусство красноречия - риторику спора - эристику, искусство доказательства - диалектику в античном смысле сопоставление противоположных взглядов для отыскания истины. По своим социально-политическим взглядам софисты делились на две группы первая, основная, группа была политически связана с рабовладельческой демократией и в своих философских воззрениях тяготела к материалистическому пониманию природы ее главным представителем был Протагор Протагор Protagoras из Абдеры около 480 - около 410 гг. до н.э древнегреческий философ, основатель школы софистов.

Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду, во время олигархического переворота в 411 г. обвинялся в атеизме его книга о богах была сожжена в Афинах.

Особенно поражало современников Протагора то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввел в оборот софизмы.

Трактаты Протагора до нас не дошли.

Протагор прославился своим тезисом Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Содержащийся здесь субъективизм понимался Протагором как вывод из учения Гераклита вернее, его последователей о всеобщей текучести вещей если все меняется каждое мгновение, то все существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент обо всем можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее.

Этот релятивизм проводился у Протагора и в религиозной области О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. По-видимому, Протагор признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений.

В этике и политике Протагор был не склонен к последовательному проведению своего релятивизма, утверждая, что если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами справедливость и стыд здесь Протагор являлся сторонником как бы некоторого прагматизма современник Демокрита.

Вторую, антидемократическую группу возглавлял Критий. Как защитники и просветители демоса, софисты в большинстве своем, несомненно, сыграли положительную роль в развитии античной общественной мысли. Напротив, правое крыло софистов, стоящее на стороне реакции, превратило софистику в искусство черное делать белым, а белое - черным. Известен целый ряд философских и математических софизмов, ярко характеризующих это. Например, в математических софизмах делением на нуль можно доказать, что дважды два будет не четыре, а пять. Вот один широко известный софизм древних рогатый, приписываемый Евбулиду Что ты не терял, то имеешь.

Рога ты не терял. Значит, у тебя рога. Здесь маскируется двусмысленность большей посылки. Если она мыслится универсальной Все, что ты не терял, то вывод логически безупречен, но неинтересен, поскольку очевидно, что большая посылка ложна если же она мыслится частной, то заключение не следует логически.

Последнее, однако, стало известно лишь после того, как Аристотель создал логику. А вот современный софизм, обосновывающий, что с возрастом годы жизни не только кажутся, но и на самом деле короче Каждый год вашей жизни - это ее 1 n часть, где n - число прожитых вами лет. Но n 1 n. Следовательно, 1 n 1 n. Исторически с понятием софизм неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста - представить наихудший аргумент как наилучший путем хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.

Известно, что сам Протагор оказался жертвой софизма Эватла С этой же идеей обычно связывают и критерий основания, сформулированный Протагором мнение человека есть мера истины. Уже Платон заметил на то, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречий что, между прочим, и утверждали софисты, а поэтому любые суждения считать обоснованными.

И все же идеи софистов вошли в древнегреческую философию как ее необходимый элемент, их влияние будет потом заметно не только у Сократа, Платона и Аристотеля, у представителей мегарской школы и киников, но во всей философии эллинизма, включая неоплатонизм, о котором мы поговорим ниже. 6. Сократ и Платон. Объективный идеализм В 5 - 4 веках до н.э. против рабовладельческой демократии, против естествознания и материализма выступили Сократ и Платон, продолжавшие в политике и философии линию пифагорейцев.

Кризис афинской демократии, обострившийся после поражения в Пелопонесской войне, активизировал силы реакции. Сократ жил и проповедовал в ту пору, когда демократические Афины возглавили могущественный морской союз государств против Пелопоннесского союза, возглавляемого аристократической Спартой. Будучи афинским гражданином, Сократ, организовав вокруг себя кружок аристократов, сделал его центром борьбы против афинской демократии.

В этот кружок входил и Платон. Сократ широко распространял свои реакционные взгляды. Его сомнение Я знаю, что ничего не знаю, ведущее 469 - 399 до н. э якобы к самопознанию Познай самого себя, было не отвлеченным философствованием, а продуманной формой обоснования и провозглашения политических взглядов. Религиозно-идеалистическая этика Сократа была направлена к воспитанию в афинянах богобоязненности и смирения и имела целью превратить рядовых граждан в послушное орудие благородных господ. Сократ стремился подорвать научное познание природы как якобы безбожное дело и активно боролся против древнегреческой науки, материализма и атеизма.

В противоположность материалистам, призывавшим прислушиваться к природе Гераклит , Сократ ссылался на свой внутренний голос демон Сократа. В противоположность детерминизму материалистов, стремившихся понять причины происходящих в мире явлений, Сократ развивал телеологические взгляды, согласно которым воля богов предустановила цели для каждого из явлений.

Сократ тоже был одним из родоначальников философской диалектики. Карл Маркс назвал Сократа олицетворением философии, воплощенной философией см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч 2 изд т.1, с.99 . Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далек еще от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий Сократу индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра.

В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом и поведением.

После восстановления демократии в Афинах Сократ был казнен принял яд цикуты, как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе. После смерти Сократа эстафету развития идеализма принял его ученик Платон. Деятельность Платона, врага рабовладельческой демократии, развернулась после победы объединенных сил Спарты и ее Пелопоннесских союзников, поддерживаемых в финансовом отношении Персией, над демократическими Афинами, когда военные поражения Афин сильно обострили классовую борьбу в Древней Греции.

Бежав из Афин после казни Сократа, Платон поддерживал связи с пифагорейцами, всюду защищал интересы аристократической знати Сиракуз Сицилия. Основанная Платоном в Афинах философская школа - Академия - явилась главным центром античного идеализма в его реакционной борьбе против науки.

Не Платон будучи в состоянии опровергнуть доводы материалистов и пресечь 427 - 347 гг. до н. э растущее влияние материализма, Платон с ненавистью говорил о Демокрите и его последователях как о безбожниках, обвинял их в распространении нечестивых мыслей и приписывал им всякие небылицы. Платон переработал идеализм Сократа в систему объективного идеализма, согласно которой мир вечных и неизменных идей образует истинное бытие, а изменчивые и преходящие чувственные вещи составляют лишь тени мира идей. Истинное знание, вещал Платон, развивая мистику пифагорейцев и Сократа, это - воспоминания бессмертной души о тех идеях, которые она созерцала до вселения в смертное тело. Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, вследствие чего систему Платона приходится реконструировать.

Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях триаде едином, уме и душе к нему примыкает учение о космосе. Основой всякого бытия является, по Платону, единое, которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т.е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т.е. множественность к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия ит.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления.

В этом источнике скрываются не только идеи, или эйдосы, вещей т.е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление. Вторая субстанция - ум нус является, по Платону, бытийно-световым порождением единого - блага. Ум имеет чистую и несмешанную природу Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося ум интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление.

Наконец, диалектическая концепция ума завершается космологической концепцией.

Ум есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот ум воплощён в космосе, а именно в правильном и вечном движении неба. Третья субстанция - мировая душа - объединяет у Платона ум и телесный мир. Получая от ума законы своего движения, душа отличается от него своей вечной подвижностью это - принцип самодвижения. Ум бестелесен и бессмертен душа объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи, сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям.

Индивидуальная душа есть образ и истечение мировой души. Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с душой. Смерть тела есть переход его в другое состояние. Идеи - это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически.

Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу космоса, что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. Космос, который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец парадигму, прекраснее всего.

К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях. Материя для Платона - лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы воспреемница и кормилица идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия материя - это не сущее, сущее же - только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма.

Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только присутствует. Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или участвует в нём. В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в идеальных числах, что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма.

В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней - к области чистых идей. Этот синтез любви эроса и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею. Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.

Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её ипотеса, закон номос, ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно именно так понимается у Платона логос.

Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос - идея - ипотеса - основание трактуются и как предел цель чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в Государстве , Филебе , Горгии или красота в Пире. Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино.

Диалектик, по Платону, обладает совокупным видением наук, видит всё сразу. Индивидуальная душа обладает тремя способностями умственной, волевой и аффективной - с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие справедливость. Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т.е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.

Платон выделял три основные формы правления - монархию, аристократию и демократию.

Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной царь или насильственной тиран аристократия может быть владычеством лучших или худших олигархия демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства.

По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к работникам. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Утопию Платона в Государстве К. Маркс характеризовал как афинскую идеализацию египетского кастового строя Маркс К. и Энгельс Ф Соч 2 изд т.23, с.379 . В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь - от красоты Пир , Федр. Всё прекрасное, т. о видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл.

Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т.е. подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера хотя и ставил его выше всех поэтов Греции из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых.

Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты. Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону это символ в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще ит.д. Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма, на основании чего В.И. Ленин назвал всю идеалистическую линию в философии линией Платона см. Полное собрание соч 5 изд т.18, с.131 . Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма см. ниже . 7. Аристотель.

Завершение развития древнегреческой философии Великим мыслителем древности, завершившим развитие древнегреческой философии в период городов-государств, был Аристотель из Стагиры, во Фракии, на берегу Эгейского моря, сын придворного врача Аминта деда Александра Македонского. Он жил в ту пору, когда Македония стала гегемоном всей Древней Греции и затем, при Александре Македонском воспитателем которого был Аристотель, завоевала значительную часть известного тогда грекам круга земли. По своим социально-политическим воззрениям Аристотель был защитником рабовладельческого строя.

Борясь против угрозы этому строю со стороны рабов и бедноты, Аристотель, в отличие от Платона, пытался, опираясь на средние слои рабовладельцев, представить интересы рабовладельческого класса в целом и подверг критике аристократическое идеальное государство Платона.

В разрешении основного вопроса философии Аристотель колебался между линиями Платона и Демокрита, между идеализмом и материализмом. Аристотель нанес серьезный удар не только мистической философии Платона, но и всему идеализму, правильно утверждая, что материальный мир не есть тень идей, а существует сам по себе и является источником идей, понятий, чувств и т.д. Природа трактовалась Аристотелем в движении, в оформлении материи, в переходе возможности в действительность в то же время учение Аристотеля о форме и материи идеалистически искажало представление о материи, изображало ее пассивной и бесформенной, а активность приписывало нематериальной форме.

Аристотель противопоставил природе внешнюю ей форму всех форм - бога, составляющего первый двигатель природы, ее производящую и конечную причину и цель всеобщего развития. В этих теологических и телеологических представлениях Аристотеля, обнаруживается его сближение с линией Платона. Аристотель 384 - 322 гг. до н. э Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания.

В своей первой философии метафизике Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только где-либо и теперь, оно чувственно воспринимаемо.

Общее - то, что существует в любом месте и в любое время повсюду и всегда, проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть формальная причина материя и подлежащее субстрат - то, из чего что-либо возникает материальная причина движущая причина, начало движения целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало возможность стать чем-либо, всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля - перводвигатель мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

Учение Аристотеля о форме есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще материализму Полн. собр. соч 5 изд т.29, с.255 . Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность.

Аристотель различал 4 рода движения качественное, или изменение количественное - увеличение и уменьшение перемещение - пространств, движение возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам. По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство материи и формы, причём форма - присущий самому веществу вид, принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как материя и как форма. Медь есть материя по отношению к шару форме, который из меди отливается.

Но та же медь есть форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о последовательностью переходов от материи к форме и от формы к материи. В учении о познании и о его видах Аристотель различал диалектическое и аподиктическое познание. Область первого - мнение, получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции 1 знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта 2 убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категория, силлогизмом.

Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в Аналитике, стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды - категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского но приписал планетным сферам реальное физическое существование Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. Подлунный мир, т.е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Надлунный мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого - совершеннейшего элемента - эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля - его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов.

Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов ит.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных.

Материей жизни является тело, формой - душа, которую Аристотель назвал энтелехией. Соответственно трём родам живых существ растения, животные, человек Аристотель различал три души, или три части души растительную, животную ощущающую и разумную.

В этике Аристотелем выше всего ставится созерцательная деятельность разума диано-этические добродетели, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н.э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог - совершеннейший философ, или мыслящее себя мышление. Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями метриопатия. Например, щедрость - середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности.

Взгляд на искусство позволил Аристотелю - в Поэтике и Риторике - развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы. Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу это - монархия, аристократия и полития власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии.

Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Маркс назвал вершиной древнегреческой философии см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с.27 , оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания свободнорождённых граждан. Трём видам души, по Аристотелю, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной волевой. Природные задатки, навыки и разум - таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Аристотель сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию.

Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку. Своё экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.

Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Аристотель установил 2 вида богатства как совокупность потребит. стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство - земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производств. деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.

Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т. к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей.

Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике Аристотель относился отрицательно. Противопоставление экономии и хрематистики привело Аристотеля к анализу внутренней природы товара и обмена. Аристотель первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара.

Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в создании стоимости товара, утверждал, что только деньги делают сравнимыми различные товары. К. Маркс писал Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства Маркс К. и Энгельс Ф Соч 2 изд т.23, с.70 . Маркс отмечал также, что Аристотель прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинами возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему стоимость см. там же, т.13, с.100, прим.3 . Но исторической необходимости денег Аристотель не понимал и считал, что деньги стали всеобщим средством обмена в результате соглашения.

Аристотель рассматривал деньги в функции средства обращения, мерила стоимости, функции сокровища. 8.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия в античном мире

Древнейший период индийской философии можно охарактеризовать как попытку философского осмысления культовых текстов - вед. Истолковывая сакральные… В Китае философия возникла в 6-3 в. в. до н.э когда сформировались основные… Поэтому древнекитайская философия носила ярко выраженный этико-политический характер, вопросы гносеологии и онтологии…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнегреческая софистика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие материализма в учении Гераклита
Развитие материализма в учении Гераклита. Гераклит Эфесский Herakleitos Ephesios р. около 544 - 540 до н. э г. смерти неизвестен, древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавш

Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами
Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами. Философскими противниками материализма и диалектики милетцев и Гераклита явились представители пифагорейской и элейско

Материалистическая линия Эпикура
Материалистическая линия Эпикура. В эллинистический период истории древнего мира, охватывающий три последних века до н.э Александрия в Египте была средоточием мировых торговых отношений и главным ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги