Философские взгляды С.Н. Булгакова

СОДЕРЖАНИЕ 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ С.Н. БУЛГАКОВА. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ С.Н. БУЛГАКОВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С.Н. БУЛГАКОВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в. в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российского государства. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, а также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, "социального" христианства.

Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и "талантливость" времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение сейчас.

Те, кто остается в прошлом без будущего, переживают личную трагедию. Те же, кто, оставшись без прошлого, устремляется в будущее, блуждают в потемках, не в силах найти пути, и, в конце концов, вынуждены вернуться назад, чтобы, обогатившись прошлым, начать все сначала. Без деятелей духовного ренессанса начала XX в. (а С.Н. Булгаков среди них - одна из главных фигур) совершенно невозможно представить себе русскую философию, а значит, и русскую культуру вообще как целостное явление.

Отсутствие этой целостности сказывается и в том, что становится невозможным описать историю этой культуры вот почему у нас до сих пор нет сколько-нибудь удовлетворительной Истории русской философии и русской культуры.

И та, и другая в нерешительности останавливаются перед 1917 г не смея переступить этот огненный рубеж, как будто после 1917 г. ничего не было и, самое удивительное, что в известном смысле так оно и есть. Всестороннее рассмотрение христианского учения о церковных таинствах - в его историческом, догматическом, литургическом и иных аспектах дает понимание мощи культурного наследия и ценности настоящего церкви. Но остается еще один ракурс - философский. Здесь можно выделить несколько точек соприкосновения: историческую и религиозно-философскую.

В русской традиции религиозная философия, оставаясь по своему статусу светским способом мышления, нередко обращалась к церковным темам и богословским проблемам. Но и тогда, когда религиозные философы по существу переходили в область богословия, то есть старались мыслить церковно, в соответствии догматами веры, во многих их построениях явственно присутствовал философский подход. Это характерно для Сергея Николаевича Булгакова.

Наконец, есть отдельные темы, равно значимые как для философии, так и для богословия. Такова тема "символа". Это многозначное понятие по-разному использовалось и трактовалось и в прошлом, и в современной мысли. С.Н. Булгаков движется по дороге русской мысли: особенно ценны его религиозные и богословские комментарии. Однако, особенность его пути заключалась в том, что он от философии пришел к богословию. На своем трудном и сложном пути Булгаков обнаружил огромное философское дарование, расцветшее в его редкой научной строгости, отмечающей все его работы а когда в нем произошел религиозный перелом и особенно - когда он стал священником, он с еще большей строгостью и ответственностью овладел всем богатством богословия.

Обратимся к изучению его жизненного пути и философской системы. 1.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ С.Н. БУЛГАКОВА. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ С.Н. БУЛГАКОВА

Вот что Булгаков писал в эту эпоху: "Философия Соловьева дает современ... В эти годы Булгаков чрезвычайно сближается с П. советская власть изгоняет Булгакова из России, и он едет сначала в Кон... Софиологическое понимание догматов христианства вызывало в адрес Булга... Тут же появляется и новый мотив - для Булгакова ныне познание в своем ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, новейший религиозный идеализм в России конца XIX - начала XX в вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в историографии несколько определений: "новое религиозное сознание", "богоискательство", "веховство", "духовный ренессанс начала XX века". Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие "новое религиозное сознание", обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). "Новое религиозное сознание" лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины.

Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо университетско-академическими потребностями и кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно. Булгаков противопоставляет образу героя образ подвижника, верующего христианина, который чувствует лишь свою ответственность перед Богом и смиренно выполняет свой долг, видя в себе орудие Промысла.

Можно спорить о наличии и жизнеспособности такого опыта на нашем пространстве, но важнее обратить внимание на характер горизонта, ради которого готов умереть герой. "…Не следует забывать писал в 1904 году Булгаков что в наш рационалистический век и самая пламенная религиозная вера должна получить философское оправдание и закалиться в горниле философских сомнений.

Поэтому философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению". ЛИТЕРАТУРА 1. Бердяев Н.А. Истина и Откровение СПб.: РХГИ, 1996 384 с. 2. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Сочинения: в 2т Т.1. Свет невечерний.

СПб.: ООО "ИНАПРЕСС; М.: "Искусство", 1999 416 с. 3. История философии: Запад - Россия - Восток: (Кн. четвертая.

Философия ХХ в) М.: "Греко-латинский кабинет", 1999 448 с. 4. Коплстон Ф. История философии ХХ век/Пер с англ. Сафронова М.: ЗАО Центрполиграф, 2002 269 с. 5. Новая философская энциклопедия.

В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ. фонд М.: Мысль, 2001 Т.3. 6. Новейший философский словарь/ 2-е изд переработ. и дополн Мн.: Интерсервис; Книжный дом, 2001 1280 с. 7. Философы двадцатого века: Книга первая.2-е изд М.: Издательство "Искусство ХXI век", 2004 367 с. 8. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия М.: Прогресс - Гнозис, 1992 304с. 9. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. "Прогресс", 1990г 512с. 10. Сто русских философов.

Библиографический словарь. Сост. и ред. 11. А.Д. Сухов, М "Мирта", 1995 г 320 с.