Реферат Курсовая Конспект
Роль и место культуры в концепции науки Кассирера - раздел Философия, Философско-культурная концепция науки Кассирера Роль И Место Культуры В Концепции Науки Кассирера. Отношение Не Миру Самому П...
|
Роль и место культуры в концепции науки Кассирера. Отношение не миру самому по себе, а к миру как он дан нам в со¬зерцании,—эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что она относится не только к познаватель¬ному отношению человека к миру. Согласно Кассиреру, человек живет в мире культуры, и его отношение к объективной действительности опосредствовано фор¬мами культуры; объективная действительность дана человеку не иначе, как в формах языка, мифа, рели¬гии, искусства, науки, т. е. как некоторое культурное явление.
Концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничивают¬ся духовной сферой, аферой сознания человека, сфе¬рой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действитель¬ность, которая непосредственно дана человеку.
Кассирер говорит о культуре и формах культуры, имея в виду то обстоятельство, что термин «культура» уже обозначает объективированный от индивидуального бытия и сознания человеческий мир. Чтобы разъяс¬нить эту функцию форм культуры, обеспечивающую переход от индивидуального бытия к общечеловече¬скому миру, в некоторых случаях Кассирер употреб¬ляет «формы культуры» как синонимичные «формам «общественной жизни», ибо человек есть общественное существо, и его индивидуальное бытие возможно (и может быть понято) в общественном целом.
Это — важная особенность форм культуры: каждая из них есть некоторая целостность, «тотальность». И, соответ¬ственно, задача философско-исторического исследова¬ния в том и состоит, чтобы включить отдельные яв¬ления в эту целостность, рассмотреть их в этой целост¬ности, т. е. производить синтез.
Эта идея и лежит в основе философии истории Кассирера. Другая важная особенность форм культуры заключается в том, что каждая из них представляет собой качественно определенную систему символов и образов. У человека, отмечает Кассирер, нет раздель¬ного индивидуального бытия: он живет в великих фор¬мах общественной жизни—в мире языка, религии, искусства, политических учреждений. Он творит вербальные симво¬лы, религиозные символы, образы мифов и искусства, и только в целостности, в системе этих символов и об¬разов он может поддерживать свою общественную жизнь, т. е. быть способным сообщаться с другими человеческими существами и сделать себя доступным для понимания другими.
Эта мысль лежит в основе и другой идеи Кассирера, которая условно получила оценку «исторический релятивизм». Идея Кассире¬ра заключается в том, что человеческая цивилизация осуществляет себя в единичных, уникальных формах, она строит себя в каждую эпоху каждый раз по-но¬вому. Она создает новые формы, новые символы, но¬вые материальные вещи, в которых жизнь человека находит свое внешнее выражение.
В отличие от объектов природы, которые обладают относительной устойчивостью, символическое, внешнее выражение жизни человека изменчиво: меняются значения, смыслы символов, появляются новые символы; по сущест¬ву, каждому времени присущи свои системы символов, свои синтетические целостности, составляющие различ¬ные формы культуры данного времени.
Поэтому мо¬жет появиться «культурная разобщенность» и во вре¬мени. Она не появляется благодаря истории, историческиму сознанию. Ведь через короткий промежуток времени те символы, в которых человек выражает свои идеи и чувства, свои эмоции и желания, свои мысли и верования, становят¬ся непонятными. И здесь начинается действительная работа науки истории. Эта действитель¬ная работа заключается в том, чтобы реконструиро¬вать—воссоздать, заново строить—ту реальную жизнь, которая лежала в основе символов и их систем; вос¬создать таким образом, чтобы они стали понятными теперь, для тех, кто живет в мире новых систем сим¬волов.
Без такой работы, без исторического сознания не было бы связи времен, прошлого с настоящим и ожидания будущего, ибо «мысль о будущем и мысль о прошлом зависят друг от друга». 3.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Новая концепция науки именно как концепция, учитывающая влияние на науку исторических и социокультурных факторов, которое изучается в ряде дисциплин… А именно—как историческое социально-культурное образование. В этом случае… Представление о науке как о культурном образо¬вании глубоко коренится в неокантианской концепции, развитие которой…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль и место культуры в концепции науки Кассирера
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов