Философское учение Сократа

Курсовая работа на тему: «Философское учение Сократа» Содержание Введение 1. Биография Сократа 2. Философия в понимании Сократа 3. Философский метод Сократа 4. Этическое учение Сократа Выводы Список литературы Введение В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни.Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена.

Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая пьесой российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом». О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана). Сократ – великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена.

От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала.

И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов заня¬ло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве пред¬мета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возмож¬ностей.

Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа, а также его жизни, творчества и учений. 1.

Биография Сократа

Сократ сам придумал себе профессию — вести этические беседы с граждана... Он был готов вести бе¬седы с любым человеком — государственным деятеле... Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии его слушателей,... Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в неге и роскоши.... Когда принесли цикуту, Сократ мысленно совершив возлияние богам за уда...

Философия в понимании Сократа

Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово)... Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и п... знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и... Главную ценность знаний о добре и зле, о хорошем и плохом Сократ видел... Основным средством «испытания» он избрал диалог, живую беседу, вопросн...

Философский метод Сократа

Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее ... Этическое учение Сократа Термин "этика" - древнегреческого происхожден... Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Однако подобной гносеологической ролью значение души в сократовском уч... Правда, Сократ все же в принципе отличал незнание от безумия.

Выводы Выдвинув духовные ценности на первый план, Сократ считал их создание главной целью челове¬ческой жизни.

А поскольку, по мысли Сократа, духовные блага не передаются в готовом виде от од¬ного лица к другому, но раскрываются и приобрета¬ются в поиске, в исследовании самого себя и других, в «заботе о душе», постольку отказ от такого поис¬ка равносилен отказу от жизни. По Сократу, диалог и диалектический (вопросно-ответный) метод опре¬деления понятий являются необходимыми условия¬ми совместного поиска истины. Сократовский диалого-диалектический метод пред¬полагает свободу человека и основывается на демо¬кратической идее о том, что человек есть существо ответственное, способное познать истину и прини¬мать решения на свой собственный страх и риск. Посредством «испытания» иронией Сократ разо¬блачал неосновательные претензии на всезнание и непогрешимость, ниспровергая все мнимое, псев¬досерьезное и всякого рода ложные авторитеты.

Сократовская ирония является поиском истинного и положительного, призывом к подлинно серьезному и значительному, к их постоянному испытанию.

Сократ провозгласил: добродетель есть знание. Но не всякое вообще знание, а лишь добра и зла, знание, которое ведет к правильным, добродетельным поступкам. На этом основании он пришел к выводу о том, что никто не зол по своей воле, а лишь по неведению. Этические парадоксы Сократа поло¬жили начало непрекращающейся и по сей день полемике об отношениях знания и добродетели. Идея Сократа о самопознании, популярная в пе¬риод античности, нередко становилась ведущей иде¬ей на поворотных пунктах истории и существенно изменяла образ мысли людей. Сократу, говорившему о невозможности оконча¬тельных знаний о чем-либо («Я знаю, что ничего не знаю»), в равной степени было известно как то, что человек способен приобретать знания и умножать их, так и то, что знания и «искусство» сами по себе — великая сила. Однако он был уверен в том, что эта сила может быть использована и во благо, и во вред человеку.

Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания — при всей их полезности — не сделают че¬ловека счастливым.

Более того, они могут сделать его несчастным. Неудивительно поэтому, что учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука – этика - гуманизм». Темы этих дискуссий перекликаются с сократовским пониманием задачи философии и ценности знания вообще.

Названные дискуссии и обсуждения нередко сопровождаются прямыми и косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это не случайно: опросы, над решением которых бился древний философ, не утратили актуальности, вот почему Сократ был и остается одним из вечных «спутников» человечества. Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

Список литературы: 1. Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – 548 с. 2. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с. 3. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с. 4. Кожевникова Е.Д Козлова В.Б Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с. 5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие – М.: Гардарики, 2002. – 655 с. 6. Пол Стретерн.

Сократ за 90 минут. – М.: Астрель, 2003. – 176 с.