философия и искуство

Содержание Введение…1 Понятие искусства в философии… 2 Искусство – важнейший вид духовного производства… 2.1 Искусство как эстетическая деятельность… 2.2 Функции искусства…2.3 Искусство как способ освоения мира… 2.4 Социальное содержание искусства… 8 Заключение… 10 Список литературы….11 Введение Проблема искусства - одна из сложнейших проблем в истории человечества.

В античности искусство как творение рук человеческих противопоставляется природе как самопроизрастающему. Затем, с развитием культуры (собственно, уже в пределах античности), такого противопоставления явно становится недостаточно. Внутри искусства выделяются ремесло, наука и то, что мы сейчас называем искусством, то есть художественное творчество и его творение. Однако уже в Средние века рамки искусства расширяются. Икона и молитва если и являются художественными в своем внешнем выражении, то все же их сущность полагается в духовное.

Эпоха Возрождения пытается вернуть искусству светский характер. Новое время стремится подчинить художественность рациональному. Великие немецкие идеалисты уже не рассматривают искусство отдельно от истины, которая мыслится более богато, чем соответствие представления представляемому. Наконец, XX век приходит к тому, что искусство может иметь ценность само по себе, не нуждаясь в своем обосновании через что-то другое, высшее по онтологическому статусу.

Однако вряд ли когда-либо раньше, чем сейчас, вопрос об искусстве имел столь запутанный и неясный вид. Как и наука, искусство представляет собой творение профессионалов – художников, поэтов, музыкантов, то есть специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в категории «эстетическое». 1

Понятие искусства в философии

совершен¬ное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредс... 2 Искусство – важнейший вид духовного производства 2.1 . Понятие искусства в философии. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практ... с поэзией (литературой); более того, в 19 в.

Искусство как эстетическая деятельность

Искусство как эстетическая деятельность. Эстетическое не является прерогативой искусства. Оно составляет одну и... Да и в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельно¬сти дале... В доклассовый же период истории то, что обычно называют первобытным ис... Прямого воздействия на успех первобытного человека в борьбе с внешним ...

Функции искусства

Может быть, это верно и применительно к обществу? Идеальный художестве... Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с худож... Вымышленный художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но м... Функции искусства. 2.3 .

Искусство как способ освоения мира

К ним обычно относят: - художественные образы; символы как главные сре... Это собственно и придает ему необыкновенную силу воздействия на челове... Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллируе... 2.4 . Искусство как способ освоения мира.

Социальное содержание искусства

Социальное содержание искусства. Искусство также проявляет большую активность в предкризисные, переломн... Анализи¬руя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-... И с ним, право, трудно не согласиться. Ход рассуждений философа прибли... В пьесах и ро¬манах привлекали перипетии человеческих судеб, в живопис...

Заключение

Заключение Искусство, как и наука или идеология, есть вид духовного про¬изводства, т.е. дело рук профессионалов, специалистов, и, следова¬тельно, их слово в определении эстетических ценностей должно быть отнюдь не последним. Здесь, правда, можно вспомнить зна¬менитые слова Аристотеля: как строить дом, конечно, должны ре¬шать специалисты, а вот каким ему быть - наверное, лучше знать все-таки тому, кто в нем будет жить. Но так или иначе, спор о вер¬ховенстве народа или профессионалов в эстетической, как и в дру¬гих сферах, далеко еще не закончен, и вмешательство в этот спор государства в качестве арбитра чаще всего неуместно.

Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. Почти брошенное государством на произвол судьбы, оно оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, больше нет сковывающего политического контроля — ис¬кусство наконец-то получило вожделенную свободу творчества.

Но с другой стороны, стабильного источника существования (государ¬ственных средств) тоже больше не существует. Сегодняшнему рос¬сийскому искусству, занятому в основном поисками средств выжи¬вания, не до эстетических взлетов. Но ведь и глубина падения эсте¬тических вкусов в стране с вековыми художественными традициями не может быть бесконечно большой. Думается, что рано или поздно российское искусство найдет себе «материальную точку опоры», опираясь на которую, оно сможет развиваться естественно и орга¬нично, не только обслуживая духовные запросы общества, но и в известной степени их формируя.

Список литературы

Список литературы 1. Алексеев П.В Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: «Проспект», 1997. – 568 с. 2. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции // Человек. 1991. № 2. с. 91. 3. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М: Искусство, 1991. — С.218 — 259. 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с. 5. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с. 6. Философский энциклопедический словарь под ред. А.Л. Грекулова.

М.: Советская энциклопедия, 1983. – с.221-222. 7. Философия: Учебник. 2-е изд перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов М.: ТОН - Остожье, 2001 704 с.