ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА»

Р Е Ф Е Р А Т На тему: « ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ» С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. Введение 3 Природа и материя 4 Философский аспект понятия «природа» в разные эпохи 5 Античность и Средневековье 5 Эпоха Возрождения 7 Философия Нового времени 8 Эпоха просвещения 10 Философия ХIХ века 11 Заключение 13 Список использованных источников 14 В В Е Д Е Н И Е В наши дни слово «природа» используется во многих значениях, ему может придаваться различный смысл.

В толковом словаре В. Даля природа объясняется как «живое естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам. Но наиболее часто встречается определение: наш мир, земля. Все созданное на ней»1. Определились в основном устойчивые употребления этого понятия. Так, одно из них связано с отношением к природа как среде обитания, другое подразумевает превращение природы в объект научного познания и практической деятельности человека.

Основная цель данной работы – раскрыть философский аспект понятия «природа» в трудах философов различных эпох, начиная с античности и до ХХ века. Актуальность выбора данной темы работы в том, что понятие «природа» очень тесно связано с понятиями «экология», «окружающая среда», являющимися ключевыми в моей исследовательской работе в области экологического образования и воспитания школьников на базе естественно-научного цикла.

В трудах философов различных эпох очень ярко раскрывается историко-философский аспект развития данного понятия, его сущность. Понятие «природа» употребляется в широком и узком смысле. В широком значении явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию «материя». Можно сказать, что природа – материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества. 1. ПРИРОДА И МАТЕРИЯ Природа как материальный объект – развивающееся образование, обладающее сложной структурой.

Основу природы составляют элементарные частицы и поля, образующие космическое пространство, Вселенную.

Из элементарных частиц формируются атомы, из которых составляются химические элементы. Космическое пространство заселено гигантскими по массе и энергии сгустками материи – звездами и планетами, образующими Галактику. В свою очередь, совокупность галактик, движущихся в огромных пространствах Вселенной, образуют Метагалактику. Природа в границах Метагалактики отличается своеобразным строением.

Существенным признаком структуры природы является ее состояние – подвижное и изменчивое, меняющееся в каждый момент времени и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесия. Выдающийся ученый В.И.Вернадский определял такое строение природы понятием организованность. Эволюция планет приводит к возникновению органического мира и появлению живого вещества. Понятия «природа» и «материя» весьма близки по своему значению. Материя – объективная реальность. Материя, в отличие от природы, не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются эти два понятия. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа: «отношение человека к природе» и режет слух – «отношение человека к материи». Подобные взгляды на природу стали возможны вследствие длительного изучения ее человеком.

Природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. В отсутствие человека некому было бы познавать природу, Вселенную. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью. В настоящее время речь идет не об органичности, а о стратегии выжывания человека. Люди сами превращаются в машины. Природа покоряется технике, и на Земле все более иссякает органическая жизнь (снижение видового разнообразия), питавшая человечество своими животворными соками на протяжении многих миллионов лет его существования, давшая ему силы возвыситься над ней. 2. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» В РАЗНЫЕ ЭПОХИ 1.

Античность и Средневековье

природа сама творит входящие в нее объекты. Источником этого порождения является не внешняя сила, а внутренняя душ... Он анализировал и такие формы движения, как качественные изменения, во... На первых порах формирование взглядов на природу определяется восприят... Познание природы предполагало снятие покрова таинственности. Средневек...

Эпоха Возрождения

Одни ее представители предпочли сблизиться с мистикой, в результате че... Другие натурфилософы перешли в область точного естествознания, что спо... Однако натурфилософия постепенно становилась наукой, пытаясь создать н... Закон описывает определенный класс явлений. В итоге оказывается « схваченным» сложное многообразие мира.1 2.3.

Философия Нового времени

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на и... Высшей целью науки Бэкон считал господство человека над природой, а го... В науке «речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о дос... Декарт одним из первых разработал ( хотя и на механической основе) иде... Он разработал законы природы.

Эпоха просвещения

Гольдбаху, «есть великое целое, получающееся от соединения различных в... Рассмотрим следующее высказывание: (раньше это высказывание причисляли... 2.5. . Поль Анри Гольдбах (1723 – 1789) – французский философ-материалист.

Философия ХIХ века

Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным... в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала... Человечество, несмотря на всю свою мощь и независимость, является сост... Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земну... В Х1Х в.

Заключение

Заключение Все вышеизложенное показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания.

Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. О природе размышляли во все времена – от античности до наших дней. Ее видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, очеловечивали… Выходит, природа – интересный и загадочный объект для размышления.

Отталкиваясь от природы, можно продвигаться к решению разных философских и экологических проблем.

У людей нет другого дома, кроме природы. Покорение ее несет в себе опасность. Воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. В настоящее время человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания.

Список использованных источников

Список использованных источников ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА Аристотель. Сочинения в 4-х тт т.1 / ред. В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1976. Бруно Дж. //Антология мировой философии в 4-х тт т.2./Сост. В.В. Соколов и др. – М .: Мысль, 1969, с. 154 – 176. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт т.1 /Сост. А.Л. Субботина. – М.: Мысль, 1977. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. // Мир философии в 2-х ч ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, с. 254-256. Гольдбах П. Система природы. // Мир философии в 2-х ч ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, с. 256-262. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт т.1./Сост. В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1989. Фейербах Л. Сущность религии //// Мир философии в 2-х ч ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, с. 264-262. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт т.3 М.: Русский язык, 1980. Канке В.А. Философия.

Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2000. Кохановский В.П. Философия. – Ростов -на- Дону: Феникс, 1999. Мир философии.

Книга для чтения 2-х ч./Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. Смирнов Н.Н Титов В.Ф. Философия: учебник. – М.: Просвещение, 1998. Философия. Учебник /Под. Ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 1998.