Античность и Средневековье

Античность и Средневековье. Античная философия строится на примате природного. Природа стала объектом теоретического размышления.

Философы пытались выработать единый, внутренне противоречивый взгляд на мир, на природу. Они стремились определить место человека в природе.

Человек выступает в природе как некое сознательное, чувствующее существо, постигающее свои многообразные отношения с природой. Творчество античных философов содержит немало гениальных догадок об устройстве Вселенной. Под природой они подразумевали реальность, независящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Само слово природа переводится как производить на свет, взращивать, порождать, создавать, расти.

Аристотель учил, что природа – живой организм, движимый самоцелью, порождающий сам свои событийные формы и одновременно производящий все многообразие других форм, т.е. природа сама творит входящие в нее объекты. Он пишет: «Природой, или естеством, называется возникновение того, что растет; первооснова растущего, из которой оно растет; то, откуда первое движение, присущее каждой из природных вещей как таковой». Источником этого порождения является не внешняя сила, а внутренняя душа – Энтелехия, ум Бога, присущий самому бытию.

Движение природы Аристотель не сводит лишь к перемещению в пространстве. Он анализировал и такие формы движения, как качественные изменения, возникновение и уничтожение. На первых порах формирование взглядов на природу определяется восприятием ее как целостного бытия. Наиболее показательно в этой связи воззрения Гераклита, для него природа – истинное бытие, скрытое от взоров. Познание природы предполагало снятие покрова таинственности.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природа как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в Средневековье подчинен природным ритмам. В представлениях средневекового человека природа, земля и небо, мир – это неизменный Космос, некая строго иерархическая система, вечный порядок.

Естественно, что учение о природе выводилось из признания мысли о творении мира Богом (Фома Аквинский). Вера в божественные начала природы питала его понимание основ природы. Главное внимание философов было приковано уже к природе (натуре) как таковой, ее сущность они неизменно соотносили с великой целью акта творения.1 2.2.