Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения. В последовавшую за Средневековьем эпоху Возрождения взгляд на природу существенно изменился.

Натурфилософия ХYI в. как бы расслоилась на два направления. Одни ее представители предпочли сблизиться с мистикой, в результате чего родились умозрительные концепции природы, неподкрепленные конкретным знанием. Другие натурфилософы перешли в область точного естествознания, что способствовало появлению науки как таковой, правда, пока еще не в том виде, в каком мы сегодня представляем себе физику, химию, биологию, а в форме магии. Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно (1548 – 1600), соединяя достижения различных конкретных наук, создал гениальное пантеистическое мировоззрение.

Он проповедовал его с поэтической силой и воодушевлением. Основные положения его мировоззрения таковы: «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей».2 Вселенная есть Бог. Она бесконечна, Бесчисленные Солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое.

Иначе говоря, в мире нет ничего неживого, все одушевлено. Разумеется, все откровения Дж. Бруно имели философский характер, поскольку они были построены на вдохновленной мысли, связанной с предельной поэтизацией природы. Однако натурфилософия постепенно становилась наукой, пытаясь создать новую, строго научную картину природы. После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм человечество приступило к научному изучению и экспериментального анализу природы.

Истинной книгой философии для родоначальника Нового времени – Галилео Галилея стала книга природы, написанная другими «буквами» – треугольниками, квадратами, кругами, гиарами… Теперь в натурфилософии складывалось совсем другое отношение к природе, в которой философы усматривали совокупность законов, а вовсе не действие неких таинственный сил. Закон описывает определенный класс явлений. Далее, в теории структура мира как бы разбивается на законы и на начальные условия.

Закон всегда один и тот же, а начальные и последующие условия весьма изменчивы. В итоге оказывается « схваченным» сложное многообразие мира.1 2.3.