Эпоха просвещения

Эпоха просвещения. Философия эпохи Просвещения развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли.

Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Философы исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой же среды.

Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Новый этап в развитии натурфилософии связан с именем Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832), который считал, что любое созерцание должно начинаться с непосредственного чувственного впечатления от соприкосновения, общения с ней, а не с физического эксперимента.

Однако с ХYIII в. в натурфилософию вторгается желание человека овладеть природой. Складывается представление, что природа – это не храм, а мастерская, что ее можно переустроить. Рассмотрим следующее высказывание: (раньше это высказывание причисляли Гете, но некоторые современные философы считают, что оно принадлежит Фридриху Шиллеру) «Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в ней проникнуть.

Она творит вечно новые образы, что есть в ней, того еще не было; что было, не будет, все ново а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей. Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над нею никакой власти. Она вечно творит и вечно разрушает, но мастерская ей не доступна».1 Однако речи о насилии над природой здесь нет. Человек наполнен трепетным чувством к ней. Поль Анри Гольдбах (1723 – 1789) – французский философ-материалист. В широком смысле слова природа, согласно П. Гольдбаху, «есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной.

Природа, понимаемая в более узком смысле или рассматриваемая в каждом отдельном явлении это целое, вытекающее из сущности, т.е. из свойств, сочетаний, движений или способов действий, отличающих данное явление от других».1 Различные системы существ, или, если угодно, их специфические сущности, зависят общей системы, от великого целого, от всеобъемлющей природы, часть которой они составляют и с которой необходимо связано все существующее. 2.5.