Философия ХIХ века

Философия ХIХ века. В Х1Х в. в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой.

Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины ХХ века. Человечество, несмотря на всю свою мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды.

Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе. Видным представителем данной эпохи был Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Ему импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа – основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом, психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная – недооценивалась.

С точки зрения Л. Фейербаха, «существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не Бог – мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа – слова и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек … Человек уже тем сделал природу податливой, себе подчиненной, что он ее ассимилировал своим настроениям, что он ее подчинил своим страстям… …я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческое; я разумею вообще под природой … существо, действующее сообразно необходимости своей природы; однако оно для меня не Бог, но существо многообразное, человеку доступное, действительное, всеми чувствами воспринимаемое.

Или, природа есть все то, что для человека представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни.»1