Античная натурфилософия: проблема субстанций

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) Контрольная работа По дисциплине «Концепции современного естествознания» на тему: «АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ: ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИЙ» Выполнила: студентка 3 курса заочной формы обучения, 353 группы Кужугет Алдынай Александровна Проверил: Томск 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ 1. Великое открытие элеатов 2. Атомистическая программа 3. Математическая программа 3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР 1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого 13 3.2. Биологические воззрения Аристотеля. 3. Накопление рациональных биологических знаний в античности 4. Античные представления о происхождении человека 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22 ВВЕДЕНИЕ Античная цивилизация величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая более 1200 лет (с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э.), была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной евразийской.

А в одном отношении античная цивилизация является универсальной основой, пьедесталом всей последующей общечеловеческой культуры в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир (как природный, так и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.

Именно античная цивилизация утвердила представление о том, что освоение мира возможно только по его собственным законам.

Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Цель данной работы рассмотреть античную натурфилософию. 1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ Непосредственно возникновение европейской науки принято связывать с милетской школой, названной так потому, что первые ученые Древней Греции были жителями города Милет, расположенного на территории полуострова Малая Азия. Представители милетской школы сформулировали исторически первую и наиболее фундаментальную проблему проблему первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются.

Представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) были одновременно и первыми учеными-естествоиспытателями, и первыми философами. На уровне чувственного восприятия люди осознают, что окружающий их мир представляет собой многообразие самых разнообразных вещей деревья, кустарники, поля, реки, озера, сами люди, звездное небо и т.д. Естествознание начинается тогда, когда сознание человека поднимается до уровня выработки высокой абстракции (категории) субстанции, позволяющей сформулировать вопрос, существует ли за многообразием вещей некое единое начало.

Или, другими словами, «что есть все?» В свою очередь вопрос о субстанции, первоначале мира стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о процедуре обоснования знания.

Формой такого представления стала идея математического доказательства.

Эта идея величайшее достижение древнегреческих мыслителей. В древневавилонской и древнеегипетской математике такая идея отсутствовала. Древневосточная математика, как отмечено выше, была представлена множеством алгоритмов, операций, которые обеспечивали вычислительный эффект, но не имели логического, теоретического обоснования.

Однако одно дело сформулировать задачу и предложить алгоритм ее численного решения, а совсем иное дело численно решив задачу, доказать, что это решение не только возможное, но единственно истинное Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 С. 82 Для возникновения идеи доказательства надо научиться формировать принципы решения целого класса задач определенного типа. Это значит, что мышление должно оперировать некоторыми всеобщими понятийными структурами.

Среди таких структур важнейшая категория субстанции. Не случайно основатель милетской школы («первый европейский ученый», как его называют) Фалес Милетский вошел в историю науки одновременно и как естествоиспытатель-философ, сформулировавший проблему субстанции мира, и как математик, сформулировавший идею математического доказательства.

Фалесу приписывают доказательство следующих геометрических теорем: 1) круг делится диаметром пополам; 2) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны; 3) при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны; 4) два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого. Каким образом представители милетской школы решали вопрос о субстанции мира, едином основании многообразия вещей? Фалес считал, что началом всех вещей, их субстанцией (т.е. то, из чего возникают все вещи и во что они в конечном счете превращаются) является вода. Другой представитель милетской школы Анаксимандр Древние сообщали, что Анаксимандр был первым греком, начертившим географическую карту Земли, и распространял среди греков заимствованные на Востоке солнечные часы (гномон). источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало апейрон (т.е. «беспредельное»). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество.

Анаксимен считал воздух началом, основой, субстанцией мира. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение.

Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Анаксимен один из наиболее ярких представителей «метеорологической» традиции древнегреческой науки, в которой основные естественнонаучные проблемы (начала и структуры Космоса) решались по аналогии с метеорологическими. Для нас сейчас не так важно, как конкретно решали представители милетской школы проблему субстанции. Важен факт постановки самой проблемы субстанции мира, ориентирующей на дальнейшее развитие научно-рационального познания. Милетская школа это еще натурфилософское познание мира, здесь еще не разделились в полной мере естественно-научное и философское познание.

Философская и естественно-научная картины мира здесь формируются в тесном единстве. Эту традицию продолжил Гераклит. Гераклит из Эфеса один из самих глубоких мыслителей Греции, оказавший значительное влияние на последующее развитие науки и философии. С мыслителями милетской школы его связывала проблема субстанции мира, первоосновы бытия. Но в центре учения Гераклита другая важнейшая идея идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести.

Гераклит учил, что все в мире изменчиво, «все течет». Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. Нельзя понять субстанцию мира, природу Космоса, не учитывая его постоянную текучесть, изменчивость, то, что он все время находится в состоянии становления. Становление это постоянное изменение, преобразование, движение, ведущее к созданию новых форм (вне зависимости от того, какими эти новые формы являются более сложными или более простыми, прогрессивными или регрессивными, высшими или низшими и др.); такие новые формы являются лишь повторением того, что уже однажды когда-то было. Какое же вещество больше всего соответствует в качестве субстанции мира его постоянной подвижности, текучести, изменчивости, становлению? Гераклит видел такую первооснову в огне, который в то время представлялся самым подвижным и изменчивым веществом. (Наши современники понимают, что огонь это не вещество, как вода, воздух, земля, а реакция окисления с выделением теплоты и света.) От представления о том, что субстанция может быть текущей, изменчивой, становящейся, легко перейти к мировоззрению, согласно которому мир кажется порождением мысленной абстракции.

Этот важный шаг был осуществлен пифагорейцами. 2.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ 2.1.

Великое открытие элеатов

Великое открытие элеатов. В ту эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не была само... С. Путь мнения это путь нефилософского, обманчивого познания. Для этого имелись свои основания: в софистике был силен прагматический...

Атомистическая программа

Он много путешествовал по Востоку, был в Египте, Вавилонии, Индии и Эф... Они бывают самой разнообразной формы шарообразные, угловатые, крючкооб... Небо образует огонь, воздух, светила. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцв... Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование...

Математическая программа

Если Демокрит решает сформулированное элеатами противоречие в духе пер... «Идея» (имеет своим корнем слово «видеть», «вид») для Платона это то, ... То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном м... О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись на... Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Плат...

АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР

АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР 3.1.

Античные толкования проблемы происхождения и развития живого

На основе этих умозрительных представлений в конце концов сложились дв... Все виды животных возникли независимо друг от друга. В древней натурфи... Еще более обстоятельная теория происхождения живого была создана Эмпед... Эти две силы двигатели всех процессов во Вселенной Найдыш В.М. 2-е, перераб.

Биологические воззрения Аристотеля

Он писал: « Надо и к исследованию животных подходить без всякого отвра... Ибо не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведе... С. Так, рука и другие подобные части тела состоят из костей, нервов, мышц... Органический рост это актуализация возможностей, скрытых в исходной ма...

Накопление рациональных биологических знаний в античности

до н.э. С этого времени биология и медицина отказываются от объяснения биологи... В своде развивается идея о естественных причинах болезней. Из Косской медицинской школы вышел пользовавшийся известностью и славо... считался величайшим греческим врачом, развивал эмпирическую традицию а...

Античные представления о происхождении человека

Античные философы задумывалась и над проблемой происхождения человека. В пирах они жизнь проводили, А умирали, как будто объятые сном. Древнеримский философ и поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» на... Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В первые века нашей эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римская империя в V в. распалась под действием внутренних и внешних сил восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

Формирование феодальных отношений было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в области культуры и науки. По сути, формировался новый исторический тип сознания, новый тип культуры, духовного освоения мира человеком. Его основу составляло монотеистическое религиозное сознание, в котором на первом плане не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование мира и вера во всемогущего Бога, в существо, которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью.

Вмешательство божественных, потусторонних сил может проявиться в любой момент, в любой части мира. Такое прямое активное проявление действия божества и есть чудо. Природа наполнена чудесами, поэтому ни о каких ее объективных закономерностях не может быть и речи. В системе такого мировоззрения естествознание лишается своего действительного предмета, реальных целей и задач. Иррационализм и мистицизм способствовали упадку античной науки. Одной из существенных ограниченностей античной науки являлся ее отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта.

Рабовладельческий способ производства, в котором главной производительной силой был раб, не нуждался в науке как средстве развития производительных сил. Наука развивалась отдельно от материального производства. Последнее достигло такого уровня, что смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью.

Но античное материальное производство в результатах духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта. Эксперимент как метод познания античности не был известен. Наконец, упадок античной науки во многом был обусловлен отсутствием надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были весьма дорогим, редким, а в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур, этносов и ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли рукописи, к сожалению, все-таки горят.

В VI в. в истории европейской культуры начался период «темных веков».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антология мировой философии. М 1969. Т. 1. Ч. II. С. 96. 2. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М 1996. 3. Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М 2000. 4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 5. Философия.

Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 245 с.