Бытие и материя

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дисциплина: Философия Реферат по теме: «Бытие и материя» Подготовил: доктор философских наук, профессор Науменко С.П. Белгород - 2008 План Вступительная часть 1. Философское понимание категории бытия 2. Философское понимание категории материя 3. Понятие движения. Связь движения и материи 4. Пространство и время как формы существования материи, их основные свойства Заключительная часть (подведение итогов) Литература: Основная Антонов Е.А Воронина М.В. Философия: Учебное пособие Белгород, 2000 Тема 12. Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова М 1989 Глава V-VI. Спиркин А.Г. Философия: Учебник М 2001 Глава 9. Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова М 1999 Глава I-II. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова М 2001 Раздел III, глава 11-12. Дополнительная Астрономия и современная картина мира /Отв. ред. В.В. Казютинский М 1996. С Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации М 1994. Хайдеггер М. Время и бытие М 1993. Чанышев А.Н. Трактат о небытии //Вопросы философии 1990 №10. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности //Вопросы философии 1997 №6. Введение В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии.

Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый знанию, ни к вере, не открывающийся адекватно ни в рациональных абстракциях ни в мистической интуиции (хотя то и другое являются моментами философского познания). Занимаясь бытием, философия выявляет особый характер того мышления, в котором бытие может для нас "открыться" - это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел (хотя то и другое присуще философской мысли), а мышление как особый способ жизни, как существование в особом "бодрствующем" режиме, в котором можно держаться только крайним напряжением человеческих сил и только некоторое время, в краткие счастливые часы или даже минуты, прерывающие ход нашей повседневной обыденной жизни.

Поиски бытия в философии - это не узкопрофессиональные занятия небольшой группы людей, занимающихся своими кастовыми интересами и разговаривающих на специфическом языке (хотя это тоже имеет место), а поиски человеком, говоря словами М.Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что Маркс назвал отчуждением.

Человек, вооруженный научным мышлением и мощным инструментарием, убедился, что, даже построив самый мощный телескоп, он ничего принципиально нового не найдет за звездными туманностями, что его взгляд обречен на блуждание в мертвой пустоте неизмеримых пространств.

Не будет ему лучше и от того, что откроет математическая физика в мире бесконечно малого.

За долгие века своей истории и бесконечных социальных экспериментов он убедился в невозможности построения рая на земле, даже в невозможности достижения более или менее счастливой жизни для большинства.

Поиски бытия - это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя в конце концов необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, "пастухом бытия", которому завещана весть о бытии, в прояснении которой и состоит основная задача его жизни.

Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом и т.д. За века, прошедшие со времен Парменида, что только ни понимали философские умы под бытием - мышление, мир идей. Бога, материю и т.д. Вопрос №1.

Философское понимание категории бытия

Бытие - одна из главных философских категорий. Человек превращается в простое "следствие" материального или духовного... Необходим был выход к чему-то прочному и надежному. Это означало, что бытие стало субъективным. Хайдеггер это выразил след... этот процесс углубился. Теперь даже Бог стал зависеть от априорной вну...

Философское понимание категории материя

эта классификация форм движения материи была значительно модернизирова... Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство предста... Однако в рамках материализма мы должны различать взгляды метафизическо... Важнейшее значение для развития философских взглядов на пространство и... III этап связан с кризисом естествознания на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Введение в философию: В

Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова М 1989

Глава V-VI. Спиркин А.Г. Философия: Учебник М

Глава V-VI. Спиркин А.Г. Философия: Учебник М 2001 Глава 9. Степин В.

С Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации М

С Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации М 1994. *Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова М 1999 Глава I-II. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова М 2001 Раздел III, глава 11-12.

Хайдеггер М. Время и бытие М

Хайдеггер М. Время и бытие М 1993. Чанышев А.Н. Трактат о небытии //Вопросы философии 1990 №10. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности //Вопросы философии 1997 №6.