В поисках истоков концепции самоактуализации

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Отдел аспирантуры и докторантуры В поисках истоков концепции самоактуализации Реферат подготовлен для получения допуска к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования по кафедре экономики и управления образованием Автор: Кротов Владимир Юрьевич аспирант СПбАППО Санкт-Петербург 2009 Содержание Введение… 3 Анализ теории самоактуализации Абрахама Маслоу……… … 4 Анализ идей прошлого … … 6 Заключение… 28 Библиография… 29 Введение «…когда вы выбираете для тщательного изучения прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей, у вас появляется иной взгляд на человечество. Вы задаетесь вопросом, насколько величественным может быть человек, чем может стать человеческое существо»? Абрахам Маслоу Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения - это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать [16] . Это ведь так актуально для образования сегодня, и не только для образования.

Проблема индивидуального подхода и методологии - одна из главных тем общественного диалога. Создатель теории самоактуализации личности А. Маслоу определяет потребность в самоактуализации как «желание человека самоосуществиться». Он называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью, более полной, чем средний индивид.

Причем, речь идет не о количественном отличии, должен иметь место качественный скачек.

Представляется чрезвычайно важным и интересным найти историко-философские корни яркой теории не только для того, чтобы глубже понять ее, но и выделить альтернативные идеи авторитетных мыслителей прошлого. Такой анализ позволит создать объемную картину исследуемого круга вопросов о великом призвании, о смысле и развитии, о свободе и ответственности, о порыве воли и стремлении, о возможностях и предназначении.

Анализ теории самоактуализации Абрахама Маслоу

Человеческое существо есть уже как минимум, определенный темперамент, ... Это мгновения экстаза, которые нельзя купить, которые не могут быть га... Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать мо... Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых... Объединяя все это, мы видим, что самоактуализация не есть по сути один...

Анализ идей прошлого

Изменение, как следствие движения, имеет свой путь. Фихте пришел к пониманию того, что наше осознание существования внешне... Пусть на меня обрушится все, а ты, земля, и ты, небо, смешаетесь в сум... Нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей.

Заключение

Заключение Проведенный анализ позволил сопоставить философские тезисы самобытной теории самоактуализации личности с идеями философов прошлого, которых, так или иначе, волновали сходные вопросы. Проблемы, которые затрагивает рассматриваемая теория, находили решения во все времена, расширяя и уточняя знание о человеке.

Структурируя это знание, занимая ту или иную сторону в антагонистических позициях, Абрахам Малоу создал относительно законченную концепцию, на которую он смог в дальнейшем опираться, развивая теорию и занимаясь практикой. Созданная в процессе анализа картина, надеюсь, позволит увидеть систему идей «высокого» саморазвития не ограниченную в пространстве и времени, а в живом взаимоотношении с историей и культурой.

Библиография

Библиография 1. Аристотель. О небе. Собр.соч. в 4-х т.т М.: Мысль, 1981. Т.3 2. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики- М.: Прогресс, 1993. 3. Гегель. Соч. Т. VIII, С. 24 4. История философии: Учебник для вузов. Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. 2-е изд. М.: Академический проект, 2008. 783 с. 5. История философии: Запад Россия Восток: Учебник для студентов вузов. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Кн. 1. Философия древности и средневековья. 2000. 480 с. 6. История философии: Запад Россия Восток: Учебник для студентов вузов.

М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Кн. 2. Философия XV XIX вв. 1998. 560 с. 7. История философии: Запад Россия Восток: Учебник для студентов вузов. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Кн. 3. Философия XIX XX вв. 1998. 448 с. 8. История философии: Запад Россия Восток: Учебник для студентов вузов. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. Кн. 4. Философия XX века / Вступ. ст. Н. В. Мотрошиловой. 1999. 448 с. 9. История философии в кратком изложении.

Пер. с чеш. И. И. Богута М.: Мысль, 1995- 590 с. 10. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию М.: Аспект Пресс, 1996. 11. Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 22, С. 382 12. Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 1, С. 422 13. Платон. Тимей Собр. соч. в 4-х т.т М.: Мысль, 1990. Т.3 14. Сенека. О краткости жизни М.: Мысль, 1981, 167 С. 15. Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 16. Maslow A. Self-actualizing and Beyond In: Challenges of Humanistic Psychology.

N. Y 1967. 17. Смирнова Н.В. Встреча миров Аристотеля и Платона, Или трансформации и парадоксы современного образования. http://www.uprav.biz/materials/philisofy /view/1880.html?next=1.