Взаимосвязь основных форм бытия

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Тверской филиал Кафедра общегуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит.Учебная дисциплина: «Философия» Тема: «Взаимосвязь основных форм бытия» Руководитель-консультант Иванов Николай Иванович Ученая степень: доктор философских наук Ученое звание: профессор 2007 Оглавление Введение 1. Бытие человека в мире вещей 2. Пространство и время - форма бытия материи 3. Специфика человеческого бытия 4. Взаимосвязь человека и общества 5. Общественное бытие и общественное сознание Заключение Список литературы Введение “Бытие” - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии.

Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира. А исследование бытия - только предпосылка осмысления единства мира. Впервые этот термин-термин «Бытие» ввёл античный философ Парменид.

Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.

Бытие мира и бытие человека взаимосвязаны и эта взаимосвязь бытия мира и бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым приобретает статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром и человеком, реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно с глубинами существования человека. Раскрытие источника, качества и мучения бытия как всегда - моего бытия.

В мышлении и речи вообще не только и не столько говорится о…, сколько нечто впервые выговаривается, открывается в своем бытии, ибо только так и может сбыться. Отсюда, «уклончивость» и часто «абстрактный» характер философского языка, призванный всякий раз впервые, на собственный страх и риск, устанавливать суть вещей. А, установив, держать ее до времени в себе и для себя, словно оберегая разум человека и его душу перед доселе неведомым, непростым и даже страшным началом этого мира, началом как таковым, началом всего, началом как Бытием.

И быть может поэтому, рождение философа, что называется, от Бога, происходит так редко. Бытие - философская категория, которая фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов.

В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а) бытие вещей и состояний природы, которое большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б) бытие второй природы, цивилизации. Идеалистическая позиция. Это бытие двойственно, так как с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложена сознание и душа человека. 2) Бытие человека. а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3) Бытие духовное, идеальное: а) индивидуальное духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре. 4) Бытие социальное: а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Подлинно или неподлинно бытие - что мы видим? Имеется ли нечто объединяющее главные формы бытия, некая общая основа, объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? 1. Бытие человека в мире вещей Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы.

Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Тело человека - тело природы, и это делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение - становление - гибель переходящих тел природы.

Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Проблема человеческого бытия включена в вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека. Человек существует как тело в мире вещей, следовательно, первичная предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм уделял большое внимание данному факту: Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному. Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище). Подвластность человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности.

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и психикой. Значит, бытие отдельного человека - диалектическое единство тела и духа: Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, следовательно, с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья тела человека. Человек для самого себя не только 1-ая, но и 2-ая природа. Мысли и эмоции - важнейшая сторона целостного бытия человека.

Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) - одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для марксистской философии). Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. 2.

Пространство и время - форма бытия материи

Бесконечное самодвижение материи - внутреннее движение перерастает во-... Бытие есть движение. Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изм... Идея здесь в том, что объект не возникает из небытия, а возникает как ... Даже бытие человеческого рода - «краткий» эпизод в безграничной длител...

Взаимосвязь человека и общества

Отличительной особенностью формирующихся в настоящее время современных... На этом пути, малые общности превращаются в большие, доверие к людям с... Жизнь определяет сознание, а не наоборот. С усложнением общества, с его дифференциацией, возникновением политики... Жизненные потребности требуют изменения форм идеологии.

Заключение Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально.

Однако, в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В общефилософском учении о бытии важно, прежде всего, ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела. Но тело человека - тело природы. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов существования человеческого тела как тела природы.

К бытию человеческого тела относится все то, что было сказано раньше о диалектике бытия - небытия, возникновения - становления - гибели преходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другие состояния первой природы.

Смертное тело человека “помещено” в мир неживой и живой природы. С этим местом бытия в жизни человека связано многое. Потребности человеческого тела в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни можно, правда, удовлетворять минимально, но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя умереть. Значит, и в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка - существование тела, удовлетворение его совершенно необходимых потребностей.

Без этого вообще невозможно человеческое существование. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище - это верно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования. Из факта существования человека как живого тела, природного организма вытекает его подвластность всем законам жизни, и прежде всего, законам наследственности, отменить которые или пренебречь которыми люди не смогут даже и тогда, когда признают и станут учитывать их основательнее, чем сегодня.

Это лишний раз показывает, как осторожно и ответственно надо обращаться с природно-биологическим “измерением” человеческого бытия. Можно сказать, что биология человека - целый мир, относительно самостоятельный и целостный, специфический в его бытии и, в то же время, вписанный в целостность природы. Всякое нарушение экологического баланса человеческого организма влечет за собой опасные и разрушительные для человека последствия. Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками - тем, что раньше в философии именовали его “душой”, а в наше время чаще называют “психикой”. Бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида.

Работа духа в известном пределе зависит от здоровья тела человека.

Недаром пословица гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако пословица верна далеко не всегда, что, видимо, не требует специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни больного тела. Один из примеров тому - жизнь И. Канта. Родившийся хилым ребенком, немощный телом философ прожил 80 лет благодаря тому, что хорошо разобрался в особенностях своего организма, строго придерживался разработанных для себя режима и умел воздействовать на свою психику.

На жизнь Канта благотворно повлияло также то обстоятельство, что он увлеченно трудился, был и в жизни верен проповедуемым в книгах высочайшим ценностям духа и нравственности. Специфика человеческого бытия рассматривается не только в плане объединения тела и духа. Не менее важно для философии то, что существование человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению.

Между фактом существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей имеется диалектическая взаимосвязь. А это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием также существует диалектическое единство. Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за “судьбу бытия”. Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля, и раз надежды возлагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духовное, как особое бытие.

Список литературы Алексеев П.В Панин А.В. Философия Учебник М 2001. Немировская Л.В. Философия Курс лекций - М 1995. Спиркин А.Г. Философия Учебник - М 1999. Канке В.А. Философия Учебник - М 2002. Радугин А.А. Философия Курс лекций.

Философско-энциклопедический словарь - М 2007. Философский словарь М.: Политиздат, 1987. Хайдеггер М. Время и бытие М 1993. Журналы «Вопросы философии», «Философские науки».