Вера как особый способ познания истинной реальности

Вера как особый способ познания истинной реальности. В Средневековье общепринятой считалась точка зрения, что познать явления окружающего мира можно двумя путями: разумом и верой.

Необходимо выяснить, что же подразумевалось под верой как особой познавательной способностью. С точки зрения цели познания вера и разум рассматривались как равноправные: и первая и второй стремятся узнать истину, то есть то, что существует в мире (и в материальном, и в духовном) на самом деле. Вера даёт человеку тот же результат, что и рациональное познание, но только значительно быстрее, сразу, без затрат времени на доказательства и размышления.

Это необходимо, потому что верующему нет времени ждать: речь идёт о спасении, а срок Суда никому не известен - может, он настанет сегодня. И в этой скорости, разумеется, её преимущество «здесь и теперь». Ведь мы же не стараемся рационально доказать себе, почему при нажатии второй сверху кнопки на видеомагнитофоне уменьшится контрастность изображения на экране - мы просто нажимаем на эту кнопку, когда хотим видоизменить цветовую гамму, потому что так написано в инструкции.

И в этом отношении наши действия ничем не отличаются от действий того, кто понимает строение кинескопа и других хитроумных устройств. В данном случае мы достигаем одного и того же результата, двигаясь разными путями. Конечно, может возникнуть ситуация, когда моих знаний окажется недостаточно (например, при поломке прибора), но, во-первых, такая ситуация может и не возникнуть, во-вторых, меньше времени займёт вызвать специалиста, а не изучить строение всех устройств, обустраивающих мой быт. Наверное, возникает вопрос, а правомерно ли проведение таких параллелей к тому содержанию, которое является содержанием веры. Всё-таки божественная реальность и реальность сложной бытовой техники - вещи разные даже для атеистического сознания.

И вот тут мы-то и сказали ключевые слова. Пока мы будем рассматривать взгляды средневекового автора, исходя из наших представлений эпохи Постпросвещения, мы будем понимать только самих себя, но не исследуемого автора.

Дело в том, что для человека верующего в окружающем материальном мире нет границ между миром духовным и материальным. Во-первых, нет границ пространственных, так как духовные существа живут вокруг и могут появляться в любом месте, причём в видимой материальной форме: как знамение в небе над Москвой, осаждённой татарами, или как ангел, являющейся пастушке в Лурде. Возражение о том, что, может, на самом деле, ничего этого нет, и всё является плодом некоторых особых психологических процессов, не является опровержением, так как для сознания верующего эти явления обладают абсолютно такой же реальностью, как и наличие этого текста у нас перед глазами.

В своё время на это обратил внимание ведущий философ-неотомист Этьен Жильсон, когда анализировал великолепную и единственную существенную работу по психологии религии «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джемса.

Жильсон отмечал, что все факты описаны абсолютно правильно, но что для конкретного человека убеждённость в том, что Бог есть, и убеждённость в том, что Бог вполне может быть - абсолютно разное, потому что в результате поведение таких людей будет различным, не говоря уже о переживаниях. Во-вторых, для верующего нет и временных границ между миром духовным и материальным.

Духовное - это не то, что происходило с пророками в древности, а потом произойдёт с космонавтами при Апокалипсисе. Духовная реальность существует всегда и окружает меня так же, как и реальность материальная. Чудо (то есть то, что необъясняемо законами материального мира) может произойти всегда, если это будет необходимо, и я могу стать его свидетелем. Или даже уже стал, как уверено огромное число верующих, излечивающихся, например, после паломничества к мощам святого Пантелеимона или чудотворной иконе в Ченстохове.

И это ещё раз укрепляет их в мысли, что написанное в книгах или передаваемое преданием является истинным. Прежний опыт ли влияет на восприятие настоящего или же настоящее преобразует видение прошлого, в данном случае для понимания принципа единства мира несущественно, так как конкретный результат всё равно приводит к признанию общности прошлого и настоящего, а, значит, и уверенности в прогнозировании будущего - не конкретных фактов будущей жизни, а общего представления о предсказуемости основных линий будущей жизни.

И, в-третьих, для верующего нет даже просто жизненных границ между материальным и духовным, ибо, с одной стороны, всё освящено, так как является творением, а с другой, всё материально в этом мире, так как опять-таки является творением. При этом материальное и духовное взаимопроникают друг в друга, и их взаимопревращение является одним из основных убеждений верующих христиан, так как все они ожидают «воскресения тела». И поэтому для верующего мир абсолютно един, и с помощью своих органов чувств, разума, переживаний он познаёт любую реальность: функционирование радиоприёмника, появление плода на дереве, строение атома и бытие ангелов.

Вера - это познание истины сразу и целостно, в отличие от разума, который познаёт мир постепенно, длительно и согласно некоторой системе правил. Поэтому с помощью и веры и разума человек может познавать одну и ту же (любую) реальность, и результат (если, конечно, его удастся добиться, потому что если мы можем познавать, то никто не даёт гарантии, что обязательно познаем) будет одинаков - истина при продуктивном исходе, ложь - при ошибке. 7.