рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение Лао-цзы

Учение Лао-цзы - Реферат, раздел Философия, Возникновение древневосточной философии Учение Лао-Цзы. Философский Даосизм Представлен Авторским Творчеством Лао-Цзы...

Учение Лао-цзы. Философский даосизм представлен авторским творчеством Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.), которого традиционно считают основоположником учения.

Известны и другие авторы. В мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен к родовому прошлому, в котором он усматривает природно-социальный идеал. В центре Дао-пути для всего существующего даосизм выдвигает совершенно мудрого человека. Мудрец считывает (видит) в Дао естественные принципы жизни, ибо Дао есть глубочайший закон для всех вещей.

Лао-цзы не приемлет борьбы, так как она есть способ существования цивилизации и одновременно движущий мотив ее развития. Гармония Дао достигается не через цивилизацию и не вопреки ей, а вне ее. В этом плане Лао-цзы вводит понятие естественности. Поэтому все вытекающие из естественности принципы звучат с отрицанием «не»: недеяние, неслужение, неговорение, неборение и т. д. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.

Человек обращается к естеству, и естество приходит само. Идеи Лао-цзы изложены в книге «Дао дэ цзин», которая относится, по предположениям, к IV III вв. до н. э. Вот некоторые из них. «Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао » «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». «Дао бестелесно. Однако в его туманности содержатся образы.

Оно столь туманно, однако в его неопределенности скрыты вещи». «Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно не сделало». «Следование недеянию всегда приносит спокойствие». «Когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными». 2.2 Учение Конфуция Учение Конфуция (в китайском написании Кун Фу-цзы) относится к концу VI началу V в. до н. э. Конфуций преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной.

Значительную часть своей жизни он их упорядочивал, а также составлял комментарии к «Книге перемен». Конфуций был виднейшим мыслителем своего времени и основал школу конфуцианства. Движущим мотивом воззрений Конфуция является этическое начало, которое находит свое выражение в соответствующих его высказываниях и поучениях. Во II в. до н. э. принципы конфуцианства были канонизированы. Сам Конфуций был обожествлен. Для Китая конфуцианство имело то же значение, что для Индии ведизм.

Оно стало важнейшей ортодоксальной школой. Конфуцианцы общественники. Они не удовлетворены существующими порядками и хотят, чтобы общество изменилось в лучшую сторону. Но позитивную модель этих изменений они видят не в грядущем, а в образцах добропорядочной старины. Вот почему в конфуцианстве, в отличие от даосизма, большое значение придается ритуалу, этикету, традиции. В соответствии с такими представлениями Конфуций разработал учение «о благородном муже» (входящем в круг людей, реально управляющих государством). «Благородный муж» следует Ли (см. Толковый словарь к теме), являя собой нравственный пример нижестоящим. В своих желаниях он не алчен, а в величии не горд. Когда верхи следуют Дао, то народ не ропщет. «Ученик спросил Учителя: „Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?" Учитель ответил: „Можно. Чего лаешь себе, того не делай и другим"». «Учитель сказал: „Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде"». «Учитель сказал: „Не беспокойся, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей"». Конфуций говорил, что без Ли невозможен общественный порядок, а значит, и процветание в государстве: «Нет Ли значит нет различий между государем и подданными Ли установленный порядок вещей». Учение Конфуция можно было бы назвать патриархальной концепцией общества. «Книга перемен» Философия «Книги перемен» (около VI в. до н. э.) совмещает и согласовывает в себе родовые и цивилизационные запросы. «Книга перемен» в традиционном виде имеет графико-иероглифический состав.

Особую роль играет символика графических черт: Ян (цельная черта), Инь (прерванная). Система категорий (их толкование) выстраивается в порядке смены космологических циклов Дао. По системе «Книги перемен» человек может пытаться вычислить благоприятный либо неблагоприятный исход грядущих событий.

Важно, что истина здесь логически не доказывается, а ложь не опровергается. Основная цель системы гармонизовать жизнь Поднебесной (т. е. самого Китая) по ритмам «инь-ян» Дао, которые выводятся из его архетипических глубин на поверхность человеческого сознания.

Профессионалы-китаеведы говорят, что «Книга перемен» находится едва ли не на первом месте среди классических книг конфуцианства.

Но они же указывают, что «Книга перемен» вплоть до наших дней пользуется славой темного и загадочного текста, комментаторы которого нередко расходятся в его истолковании. Древний даосизм, конфуцианство и «Книга перемен» оказали определяющее влияние на всю культуру китайцев; в модифицированном виде они существуют и сегодня как неотъемлемая философская традиция.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение древневосточной философии

Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был… Отдельные традиции сохранялись тысячелетиями. Этому способствовала внутренняя… Самой влиятельной и распространенной формой идеологической жизни древних обществ этого периода была…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение Лао-цзы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ведический период
Ведический период. Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Но это не есть знание в современном понимании. «Веды» состоят из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п. «Веды» поло

Система йоги
Система йоги. Школой философии, непосредственно опирающейся на «Веды», является система «йога», что означает «сосредоточение». Она ориентирована на индивидуальный путь «спасения» человека. Я

Философия Древнего Китая
Философия Древнего Китая. Китайская философия сложилась в период VIII III вв. до н. э. В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Поэтому ее ис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги