Гегель (1770-1831 гг.) и его философская система

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Красноярский педагогический колледж №2" РЕФЕРАТ по дисциплине: Основы философии Тема: Гегель (1770-1831 гг.) и его философская система Выполнила: Силантьева М.В. Группа: 050704 Преподаватель: Нездолей Л.А. г. Красноярск 2009 г. Оглавление Введение 1. Биография Гегеля 2. "Абсолютная идея" 3. Три закона диалектики Заключение Тезаурус Список используемой литературы Введение Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII - первой половины XIX вв. В этот период начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Поэтому я выбрала для написания своего философского эссе тему "Г. Гегель и его философская система", для того чтобы выяснить каким образом этот философ проанализировал историческое движение человеческой мысли и с помощью каких понятий он ее выразил.

В первой главе мы познакомимся с краткой биографией этого философа, а также познакомимся с основными и, на мой взгляд, главными его работами.

В своем эссе я рассмотрю наиболее значимые исследования Г. Гегеля, которые в основном направлены на раскрытие этапов развития "мирового духа". Далее, выясню, почему Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом", какой смысл он вложил в это понятие. Для выполнения своего философского эссе я буду пользоваться различной литературой учебниками по философии, предназначенных как для средних учебных заведений, так и для вузов, а также словарями, чтобы раскрыть основные термины и понятия. Проанализировав философскую систему Гегеля, я сделаю выводы, какой вклад внес этот философ в развитие человечества своего времени, и как можно использовать его познания на сегодняшний день. Для лучшего усвоения материала я сделаю словарь терминов, которые использовались мною в этом эссе и напрямую связаны с философской системой Гегеля. 1.

Биография Гегеля

. Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (... Энгельс) и "справа" - со стороны идеалистического иррационализма (А. Ницще). То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философст...

Заключение В своем философском эссе я рассмотрела философскую систему великого немецкого ученого Г. Гегеля.

Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, от века данное, а как процесс постоянного изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть внутренний источник этого движения. Согласно гегелевской диалектике, источником всякого, в том числе общественного, развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам.

Но, диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она и послужила исходным пунктом разработки философии марксизма, оказала огромное воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Поэтому главной заслугой Гегеля в истории философии является создание им первой в истории философской мысли развернутой системы диалектической логики, обогатившей философию множеством новых идей. Тезаурус ТЕРМИН ПОНЯТИЯ Содержание ПОНЯТИЯ Абсолют - (Философский энциклопедический словарь ? ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др 2-е изд М.: Советская энциклопедия, 1989 с.5) (от лат. аbsolutus - безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию Абсолютный дух - (Алексеев П.В Панин А.В. Философия: учебник - 4-е изд. перераб. и доп М.: Проспект, 2007 с.126) в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи Абсолютная идея - (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов М.: Академический проект, 2004 - с.21) основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность Абсолютная истина - (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов М.: Академический проект, 2004 - с.25) означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, которое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания Антитезис- (Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп М.: Политиздат, 1991 с.15) переход в противоположность, отрицание (входит в состав схемы диалектического развития) Антропологизм - (Спиркин А.Г. Философия: учебник М.: Гардарики, 1999 с.431) (греч. anthropos - человек), философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении.

Диалектика - (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю), наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями.

Объект - (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004 320с) (от лат. objectum - предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

В качестве объекта может выступать и сам субъект. Триада - (Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004 320с) (от греч. Trias - род. triados - троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления.

В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). Идеализм - (Под общ. ред. Блауберга И.В Пантина И.К. Краткий словарь по философии - М.: Политиздат, 1982 100с) противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное.

Самосознание - (Золкин А.Л. Философия: учебник для студ. вузов - М.: ЮНИТИ, 2005 - с.182) сознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности Синтез- (Спиркин А.Г. Философия: учебник М.: Гардарики, 1999 с.435) соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания Тезис - (Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп М.: Политиздат, 1991 с.256) в философии Гегеля это исходный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с антитезисом триаду "Феноменология духа" - (Радугин А.А. Философия: Курс лекций М.: Владос, 1995 с.124) часть философской системы Гегеля, где рассматриваются последовательно сменяющие друг друга конкретные формы проявления абсолютного духа, этапы его исторического развития.

Список используемой литературы 1) Голубинцев В.О Данцев А.А Любченко В.С. Философия для технических вузов 3-е изд Ростов н/Д.: Феникс, 2006 506с. 2) Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО - М.: Гардарики, 2007 439с. 3) Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учеб. заведений Ростов н/Д.: Феникс, 1999 576с. 4) Максименко О.В. Основоположники духовных течений М.: Астрель, 2004 267с. 5) Спиркин А.Г. Философия: учебник М.: Гардарики, 1999 816с. 6) Титов В.Ф Смирнов И.Н. Философия: учебник для вузов М.: Высшая школа, 2003 318 с.