Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Контрольная работа По дисциплине: «Философия» Симферополь, 2009 План Введение 1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа 2. Содержание философского учения Г. Сковороды 3. Труды Г.С. Сковороды Список использованных источников Введение Предметом изучения в контрольной работе является предмет философии.Объектом изучения в работе выступает личность известного украинского философа Г.С. Сковороды.

Целью в работе выступает исследование сущности философских воззрений и воплощенное в работах философское учение Г.С. Сковороды. В соответствии с предметом, объектом и основной целью работы предполагается решить следующие задачи: а) дать характеристику личности украинского философа; б) представить кратко содержание его философского учения; в) представить наиболее значимые произведения его философии. Актуальность исследования очевидна.

Исторически видные личности, философы формируют общественное сознание, указывают перспективы развития общества, предлагают свое видение развитие мира. Г. Сковорода наиболее яркий пример национального учителя, провидца и философа. Его учение интересно современникам и потомкам. 1. Жизненный путь Г.С. Сковороды. Личность украинского философа Украинский философ Г.С. Сковорода был настолько незаурядной и разносторонней личностью, что просвещенные украинцы называли его «своим Пифагором», «украинским Сократом», «степным Ломоносовым». Странствуя тридцать лет по дорогам Украины, с котомкой за плечами и неизменной флейтой-сопилкой за поясом, Сковорода обучал людей грамоте, пел им свои песни и передавал живое учение о душе. Ни одна из его книг не была издана при его жизни, но это не мешало глубоко почитать этого человека всем знавшим его, особенно же - его друзьям, ученикам и тем, кто когда-либо после него учился в Киевской духовной академии.

Последние же свои дни Григорий Савич, как и дни отрочества и юности, провел на Харьковской земле.

Предание гласит, что он точно знал день своей смерти и сам выкопал себе могилу накануне в парке имения Ковалинского, у которого гостил в последний раз, и завещал написать на своем надгробии кратко: «Мир ловил меня, но не поймал». Это была последнее, исполненное глубокого смысла и юмора, изречение Мастера. Сковорода (Григорий Саввич, 1722-1794) - украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.

Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский.

Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.

К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны.

Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов.

Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению. 2.

Содержание философского учения Г. Сковороды

На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования в... В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени ... Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат «Наркис, ил... Багалея «Сочинения Г.С.С.» (Харьков, 1894), в которых собраны по возмо... Русановский М.В Культура украинского народа К: Либидь, 1994; 3.