рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Герменевтика

Герменевтика - раздел Философия, План Введение 1. Формирование Герменевтической Философии. Философия Гадамера ...

План Введение 1. Формирование герменевтической философии. Философия Гадамера 2. Понятие герменевтики П. Рикера 3. Герменевтическая философия К.О. Апеля. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка Заключение Литература Введение Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. Первыми герменевтиками были средневековые теологи - схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов - герменевтиков можно отнести: · Ф. Шлейермахера, · Г. Гадамера, · П. Рикера, · К О. Апеля и др. Цель данного реферата - ознакомиться с таким философским направлением как герменевтика.

Чтобы составить целостное представление о ней, необходимо рассмотреть концепции этого течения. Поэтому при работе над рефератом я собираюсь использовать не только учебники, но и работы представителей герменевтики, а так же Интернет-ресурсы, а именно электронные библиотеки. 1. Формирование герменевтической философии. Философия Г. Гадамера Слово "герменевтика" восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные вести.

В античной философии и филологии под герменевтикой понимали искусство толкования иносказаний, многозначных символов, интерпретацию произведений древних поэтов, прежде всего Гомера Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Электронная версия. С. 131 Традиции герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании библейских текстов и способствовали разъяснению и истолкованию текстов, и лежали в основе перевода текстов с языка одной эпохи на язык другой.

В 19 в. начинается развитие «свободной» Герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником этой Герменевтики стал Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор». У Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом «понимание» в обществознании противопоставляется «объяснению» в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона.

В 20 в. Герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма (Хайдеггер), затем собственно в философской герменевтике, В учении Гадамера («Истина и метод», 1960) герменевтика приобретает функции онтологии (поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» и социальной философии и понимание есть форма осуществления общественной, жизни) и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит Герменевтику с неопозитивистским «анализом языка» Золкин А. Л. Философия.

Учебник для вузов. М Юнити-Дана. С. 552 В рамках Франкфуртской школы (Хабермас и др.) герменевтика как «критика идеологии» должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее «оправданию отношений организованного насилия». У Хабермаса, К.О. Апеля, А. Лоренцера и др. Герменевтика выступает одним из средств консолидации различных течений современной западной философии, причем усиливается ее субъективизм; Герменевтика призвана уже не столько «понять» текст, сколько вложить в него новые «интерпретации». Одним из основоположников философской герменевтики является немецкий философ Ханс Георг Гадамер.

Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии.

Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Электронная версия. С. 132 Гадамер предлагает рассматривать герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии, как онтологию.

Сначала Гадамер, не отрицая сложившихся определений герменевтики как методологии понимания, пытается синтезировать "язык" Хайдеггера и "идею" ("логос") Гегеля и построить герменевтику как философию, в которой существенная роль отводится онтологии - краеугольному "философскому камню". Позиция Гадамера в герменевтике состоит в онтологическом прочтении субъекта познания. Это означает, во-первых, что в отличие от разработки методов и методик понимания текстов в герменевтике как таковой, Гадамер стремится (и это ему удалось) преодолеть односторонне гносеологическую ориентацию, включив в проблематику герменевтики вопросы мироощущения, смысла жизни идеи, почерпнутые Гадамером из фундаментальной онтологии своего учителя - М.Хайдеггера.

Последний предпринял попытку превращения герменевтики в особую философию - философию понимания текста, где слово "текст" - это любая информация между двумя субъектами понимания: письменный текст, устный текст (речь), интонация, взгляд, жест, молчание http://wikipedia.com/. Во-вторых, Гадамер рассматривает герменевтику не в качестве способности воссоздания аутентичного (авторского) текста, а в качестве возможности продолжения действительной истории текста, в построении каждым новом интерпретатором нового смысла, а по сути, нового текста.

Со временем Гадамер все активнее выступает против толкования герменевтики как метода технического инструмента интерпретации текста.

Такая герменевтика не имеет никакого отношения к смыслу. Он выступает против понимания герменевтики как метода постижения духовной реальности, против понимания текста как узнавания смысла, поскольку и в такой интерпретации герменевтический текст перестает быть текстом в собственно герменевтическом смысле слова, превращаясь в объект исследования, аналогично объекту естественнонаучного знания. Как становление собственно философской герменевтики, воплощающей полемику с указанными интерпретациями герменевтики, написана работа "Истина и метод", в которой Гадамер изложил основные черты своей мировоззренчески ориентированной - философской - герменевтики.

Философская герменевтика предполагает новое измерение человека - человека понимающего. 2.

Понятие герменевтики П. Рикера

Понятие герменевтики П. Его перу принадлежат труды: · "Карл Ясперс и философия существования" ... Опора на коммуникативную «этику дискурса» позволяет, согласно Апелю, п... №1. С.70 Стремясь избежать парадигмальных крайностей субстанциальности онт...

Заключение Таким образом, герменевтика искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). Одним из основоположников философской герменевтики является немецкий философ Ханс Георг Гадамер.

Он предлагает рассматривать герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии, как онтологию.

Его позиция в герменевтике состоит в онтологическом прочтении субъекта познания.

Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением ее как способа бытия.

Основную свою задачу философ видит в том, чтобы, создавая философию жизни, воспользоваться всеми ресурсами гегелевской философии духа. Согласно Апелю, нормы коммуникативного сообщества являются основой морального поведения и наук об обществе.

Отказываясь от поиска метафизических оснований этики, Апель предлагает исходить из реально действующих в повседневной жизни правил.

Апель сформулировал требование "лингвистического поворота" философии). Современная философия оказывается, с его точки зрения, связана с проблематикой языка, его ролью в определении осмысленного и интерсубъективно значимого формулирования познания вообще. Он ставит своей задачей прояснить важнейшие предпосылки трансцендентально-герменевтического понятия языка и, соответственно, ориентированной на язык трансформации трансцендентальной философии.

Литература 1. Апель К О. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. №1. С.71. 2. Губин В.Д. Философия.

Электронный учебник. 3. Золкин А. Л. Философия.

Учебник для вузов. М Юнити-Дана. С. 552. 4. Реале Д Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб 1997. C. 463. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Электронная версия. 6. http://mirslovarei.com/ 7. http://wikipedia.com/.

– Конец работы –

Используемые теги: герменевтика0.037

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Герменевтика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Аналитическая философия и герменевтика (К. -О. Апель)
Философия Апеля прошла в своем развитии ряд этапов, последовательность которых связана с ориентацией, в частности, на философские учения Канта и… На формирование философских взглядов Апеля существенное влияние оказал также… Апель развил учение Пирса в аспекте трансцендентальной семиотики.На основе критического анализа достижений…

Интерпретация и понимание в философской герменевтике
Основная цель герменевтического метода - понять автора и его текст. Текст и речь превратились в альфу и омегу герменевтики. Один из основателей… Не человек говорит на языке, а язык (по М. Хайдеггеру, само бытие) - через… Язык имеет самостоятельное бытие относительно индивида. Как подчеркивает В. Четвернин, в практике толкования текста…

Герменевтика эпохи Реформации
Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется герменевтом. Предмет… Исследование этой традиции позволяет выделить основные приемы толкования … Герменевтика также призвана изучить историческое возникновение методов истолкования Священного Писания и проследить их…

ИСТИНА И МЕТОД: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТИНА И МЕТОД: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ"

Рикёр П. Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике
o... Рик р П Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике От переводчика Поль Рик р...

КОГНИТИВНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
На сайте allrefs.net читайте: "КОГНИТИВНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА"

Герменевтика как философское направление
Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности… Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность… Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». М.…

Основы Герменевтики
Всякий раз, читая Библию, мы понимаем ее, исходя из целого набора различных условий, в которых находимся говорят, что следует держаться только… С одной стороны, это совершенно правильный принцип. Есть очень религиозные люди, которые читают только Библию и приводят из нее изречения люди высокого благочестия и…

Герменевтика Дильтея
Основоположником этой герменевтики стал Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор».… При этом «понимание» в обществознании противопоставляется «объяснению» в… Надо, однако, учесть, что термин «герменевтика» сам Дильтей применительно к собственной философии практически не…

Герменевтика в социологии
Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами 1 неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших… Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста или действия… А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Социология - герменевтика Начинаю искать , что для них правильно и какая точка отсчета. Правильно- это значит, с какой точки зрения. То есть когда получается каша такая, это… Если человек умеет расставить акценты, хотя бы видит, что отличает одних от… Взяли у схоластов, это вообще в дальней философии, и испортили, а после этого говорят, сто вот интенция, Гуссерль, и…
  • Театральная герменевтика и анализ театрального текста Четвертая - осознание источников, целей, мотивов, причин процесса осмысления явления или сообщения 2. М. Бахтин в Эстетике словесного творчества… Это утверждение явно перекликается с высказываниями П. Успенского в такой,… Понимание - это - не знание, ибо знание фиксирует сокращает подвижность отражения того, что в движении, а понимание…
  • ХАОС, ГЕРМЕНЕВТИКА, ЖУРНАЛІСТИКА, або Світоглядницькі засади творчості у мас-медіа Зовн вона вигляда надзвичайно хаотично, ця нерозбрана маса повдомлень нформацйних агентств, прес-служб, нших редакц, власних вражень та планв. В нй… Зрозумти, у як причинно-наслдков ланцюги складаються державн, економчн,… На жаль, теоря масово комункац розвиваться окремо вд ц галуз сучасно науки та, як у випадку з теорю розумння,…
  • Герменевтика в социологии Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами 1 неясность древнего текста, зависящая от содержащихся в законе архаических, вышедших… Метод понимания действия путем аналитической интерпретации текста или действия… А. КамюЭстетический объект это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся…