Герменевтический метод в гуманитарном познании

Герменевтический метод в гуманитарном познании План 1. Что такое герменевтика 2. Представление об истине в науках о духе 3. Проблемы герменевтики 4. Основные черты герменевтического опыта 5. Cписок литературы. Что такое герменевтика Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания.Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.

Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Именитые историки герменевтики (в их числе Дильтей) усматривают момент зарождения герменевтики как дисциплины в раннем протестантизме. В латинском словоупотреблении термин hermeneutica впервые встречается лишь в середине 17 в у И.К.Даннхауэра. И все же истоки герменевтики просматриваются еще в античности и связаны с аллегорической интерпретацией мифов, а в философии - с трактатом Аристотеля Об истолковании (Peri hermeneias). Термин hermeneutike употребляет Платон.

В ряде случаев (в частности, в Тимее) платоновское употребление этого слова близко к греческому mantike, искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического сверхразумного смысла назван герменевтом. В Ионе герменевтом - интерпретатором посланий богов - называется поэт. Сфера герменевтики очерчена, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства.

В качестве вспомогательной науки она выступает на первый план там, где необходима интерпретация темных мест сакральных текстов. В более поздний период свою собственную герменевтику будут развивать и другие науки, связанные с интерпретацией текстов. Начиная с Ренессанса существует своя герменевтика в юриспруденции и филологии, а с 19 в. герменевтика занимает место в ряду исторических дисциплин. Дильтей полагал, что герменевтическая методология способна придать гуманитарному знанию статус научного.

Поворот герменевтики в сторону философии происходит в 20 в. Хотя первые намеки на такой поворот можно найти уже в «философии жизни» позднего Дильтея и у Ницше, заявившего, что «нет фактов, есть только интерпретации», герменевтику как философскую дисциплину в этом ключе развивает М.Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер. Если у Хайдеггера герменевтика нацелена на самопонимание фактически существующего человека, то Гадамера интересует сфера гуманитарного знания, он стремится осмыслить «историчность» и «языковость» человеческого опыта.

Итак, термин “герменевтика” имеет различные трактовки. Например, герменевтикой называют искусство интерпретации (толкования) текстов. Такое значение термина широко распространено. Под текстами здесь понимают любые литературные произведения: художественные, исторические, философские, религиозные и проч. Термин “герменевтика” употребляется также и в теоретическом смысле: герменевтика это теория понимания, постижения смысла.

Такое толкование мы находим в некоторых современных (по отношению к давним герменевтическим традициям) философских контекстах. Есть также истолкование этого термина как “искусства постижения чужой индивидуальности”. Это специфическое понимание смысла термина “герменевтика” имеет довольно длительную историю и связано прежде всего с одним из видов герменевтики, который можно назвать “психологической герменевтикой”. Такого типа искусство постижения чужой индивидуальности развито и зафиксировано одним из классиков герменевтики Ф. Шлейермахером.

Позже мы рассмотрим его учение, потому что фигура этого мыслителя не является случайной в истории герменевтики. Наконец, можно найти определение герменевтики как учения о принципах гуманитарных наук. Здесь герменевтика выходит на несколько иной уровень, где она приобретает уже функции онтологические и социально-философские, т. е. претендует на роль философской дисциплины.

Представление об истине в науках о духе

Представление об истине в науках о духе. Герменевтический методологический стандарт характеризуется особенностя... В дальнейшем диалогический характер гуманитарного познания становится ... Вещественные компоненты текста мы воспринимаем, идеальную сторону текс... Он является внелингвистическим контекстом, в котором, в частности, и в...

Проблемы герменевтики

За скобки выносилось все, что не имеет отношения к смыслу слова, к его... Вводимое понятие типа в подлинно научной методологии также выполняет с... Например, история есть наука в той мере, в какой она образует относите... Она предполагает сопоставление (сравнение) данной индивидуальности с р... оно характерно только для нашего знания. Причем индивидуальное есть ка...

Основные черты герменевтического опыта

Основные черты герменевтического опыта. Текст с синтаксической точки зрения есть множество элементов (предложе... Второе условие соотносится с выявлением смысла логических констант и с... Под прагматическими условиями необходимыми для понимания текстов, пред... Если между автором текста и интерпретатором существует историческая ди...

выводы: 1.Герменевтика- наука о постижении значения (смысла) знаков; 2.Знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм). 3. Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, вчувствования. 4. Любая знаково-символическая система- это самостоятельная сущность, индивидуальность: а) продукт мыслительной деятельности, средство объяснения создающего субъекта; б) продукт понимающей деятельности, средство понимания, интерпретации воспринимающего субъекта. 5. Герменевтический метод - диалогичен. 6. В герменевтике человек является субъектом познания, а символически- знаковая система - предметом познания. 7. Основной задачей герменевтики является постижение, т.н. “глубинного смысла”. 8. Т.о. одной из основных задач герменевтического подхода к познанию какого- либо определенного явления, заключается в постижении его модели. 9. Множественность моделей (знаково-символических систем) является положительным фактом только при условии, что каждая из моделей, которая признана адекватной, опирается при своей разработке на систему определенных принципов и правил.

Ни один из элементов системы не может быть удален из нее без изменения всей системы в целом. 10. Эффект системности (получение знания более полного, чем суммарное знание, полученное при помощи каждой части системы в отдельности), срабатывает только при одновременном использовании всех принципов, входящих в систему Список литературы. 1. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/ Издание Башкирского университета Уфа, 2000, 60 с. 2. Гафаров Х. С. Герменевтика как попытка примирения естественнонаучного и гуманитарного знания// http: //charko.narod.ru/tekst/alm1/gafaro v.html 3. Кузнецов В. Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999 _10/04.htm 4. Кузнецов В.Г. Русская герменевтика, или прерванный полет (опыт интерпретации философии Густава Шпета)//www.nature.ru 5. Слесинский Р. Поиски в понимании.

Введение в философскую герменевтику/ Издательство СЦДБ// http://agnuz.info/library/pois.htm.