рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Государственно-церковные отношения в отечественном консерватизме XIX–начале XX веков

Государственно-церковные отношения в отечественном консерватизме XIX–начале XX веков - раздел Философия, Содержание Введение Глава I. Церковь И Государство Во Взглядах Русских Консер...

Содержание Введение Глава I. Церковь и государство во взглядах русских консерваторов XIX века 1.1 Философско-социологическая концепция славянофилов 1.2 Религиозная философия В.С. Соловьёва Глава II. Роль церкви в государстве во взглядах русских консерваторов конца XIX - начала XX веков 2.1 Неославянство. Идеология «почвенничества» 2.2 Национальная идея Льва Тихомирова и других представителей консервативного направления конца XIX - начала XX веков Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Россия, прежде всего, христианская империя; русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но ещё благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения.

Он - христианин в силу той способности к самоотверженности и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. В начале XIX века, в условиях глубокой радикализации общества, в духовных академиях сосредотачиваются значительные философские силы, такие как Сидонский Ф.Ф. и Карпов В.Н в Петербургской, Голубинский Ф.А. и Кудрявцев-Платонов В.Д в Московской, Юркевич П.Д в Киевской, Несмелов В.И в Казанской, влияние которых отразилось не только на учениях славянофильства, но и течениях «русского духовного ренессанса» конца XIX - начала XX веков.

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что русское общество снова волнует вопрос: «По какому пути должна двигаться Россия - в сторону христианского и мусульманского Востока или в сторону «просвещённого» Запада?» Всё-таки, наверное, нужно помнить о том, чем была для России вера и как страшны безбожники на троне.

Долгие годы безбожие главенствовало в идеологии нашего государства, отравляя сердца и разрушая нравственность. Оглядываясь назад, мы можем с уверенностью сказать, что безбожие породило революцию, разрушило русское государство с его тысячелетней историей и культурой и насадило в народе дух бунтарства и нигилизма.

Не узнав причины, породившие безбожие, не познав всех его последствий, нельзя быть уверенным в том, что оно снова не станет господствовать в наших умах. В настоящее время величайшей потребностью России является возвращение к национальной идее, опирающейся на всё лучшее в нашем прошлом, взывающей к инстинктам русского народа, к идее, которая составляла сущность консерватизма, который всегда был связан с христианством и православием. Объектом исследования являются государственно-церковные отношения, роль церкви в государстве и их влияние друг на друга во взглядах русских консерваторов XIX - начала XX веков.

Представления историков и публицистов о российском консерватизме сильно разняться. Это связано не только с факторами субъективного порядка и влиянием политической конъюнктуры. Серьёзные основания для разногласия даёт и то, что среди самих российских консерваторов постоянно велись острые споры. Цель изучения - рассмотреть представления на государственно-церковные отношения российских консерваторов XIX - начала XX веков, определить общие моменты и основания для разногласия. Задачи исследования: · определить роль церкви в государстве в философско-социологической концепции славянофилов; · рассмотреть религиозную философию В.С. Соловьёва и определить влияние церкви и государства друг на друга и общество в целом; · изучить консервативную политическую идеологию представителей неославянофилов и почвенничества, оценить роль церкви в их мировоззрении; · рассмотреть роль Православной церкви в идеологии Л.А. Тихомирова и других представителей консервативной мысли конца XIX - начала XX веков; · определить общие моменты в идеологии русских консерваторов XIX - начала XX веков и выделить моменты разногласия в их взглядах.

Хронологические рамки данного исследования, XIX - начало XX веков, обусловлены тем, что именно в данный период наметилась глубокая радикализация общества, встал вопрос: «По какому пути двигаться России?». Попытки устроить в России «свой домашний Запад» угрожали истинно русским началам.

Традиционная цивилизация во всём многообразии её версий выдвигала несколько глобальных принципов.

Во-первых, стержнем того, что сейчас именуют мировоззрением, в абсолютном большинстве случаев была та или иная религия, то или иное сакральное, иррациональное начало. К XX веку на этом месте в человеческом сознании утвердилась рациональная философия и наука. Во-вторых, основной формой политического правления была монархия, а республика, хотя всегда и стояла рядом с ней, но поодаль - как возможная, «конкурирующая», но всё-таки «западная» модель.

Общество делилось прежде всего не по имущественному, а по функциональному признаку. Грубо говоря, не на миллионеров, середняков и нищих, а на пахарей, воинов и духовных лидеров. Преобладающим образом жизни был сельский, а не городской. Революция - прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции: это её особенный, отличительный характер. Те видоизменения, которым она последовательно подвергалась, те лозунги, которые она попеременно усваивала, всё, даже её насилие и преступления были второстепенны и случайны; но одно, что в ней не таково, это именно антихристианское настроение, её вдохновляющее, и она то (нельзя в том не сознаться) доставило ей это грозное господство над вселенною.

Тот, кто этого не понимает, не более как слепец, присутствующий при зрелище, которое мир ему представляет Дмитриев Е.В. Фёдор Иванович Тютчев: штрихи к творческому портрету//Вестник Московского университета.

Сер. 12. Политические науки. 2003. № 5 с. 93 Степень изученности темы. Количество систематических исследований на данную тему сравнительно невелико. Это связано, прежде всего, с тем, что потребность в национальной идее, идее, опирающейся на всё самое лучшее, что было в нашем прошлом, идее, взывающей к самым глубинным и самым могучим инстинктам, возникла недавно. Методической основой данного исследования послужила совокупность научных принципов, прежде всего историзма и объективности.

В работе использовался сравнительно-исторический метод. Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава I. Церковь и государство во взглядах русских консерваторов XIX века 1.1

Философско-социологическая концепция славянофилов

соч С. Катков, Л.А. Указ. Так как у человека нет возможности общаться с Богом непосредственно, Т... Правильное отношение к себе - это забота о спасении своей души.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение консерватизма вытекает из того факта, что в условиях глубокой радикализации общества возникает духовный противовес, направленный на удержание и сохранение национальных традиций.

Величайшая потребность России - это национальная идея, идея, опирающаяся на всё, что было лучшего в нашем прошлом, идея, взывающая к самым глубинным и самым могучим инстинктам народа. В этом и заключается значение консерватизма, который в России всегда был связан с христианством, православием. Его основная задача - это выработка целостного миросозерцания, во главу которого положены русские национальные нравственные, государственные и общественные принципы.

Христианин стремиться построить жизнь на христианских «традициях» и «освятить» все сферы жизни. Он старается по-христиански очистить и упорядочить свой внутренний мир; а уже потом, на этой основе преобразовать и внешнюю жизнь. Он принципиально отвергает беспорядки и перевороты. Объективно социальная база консервативной идеологии была очень узка - помещики, государственная и церковная бюрократия.

Сделать её всесословной, можно было лишь предложив некие универсальные ценности, каковыми и обладало христианство. И общим для всех правых было обращение именно к устойчивым архетипам массового сознания, в первую очередь к православной идее, глубоко укорененной в менталитете русского народа. В итоге, монархия в России, отождествляемая с православием, пала потому, что, несмотря на монархический уклад русского правосознания, в стране не было настоящих, пламенных и по политически искусных монархистов, т.е. людей продумавших, прочувствовавших сущность монархии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ · Булгаков С.Н. Православие М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. · Ильин И.А. Кризис безбожия М.: «ДАРЪ», 2005. · Леонтьев К.Н. Византизм и славянство М.: «ДАРЪ», 2005. · Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения М.: Трим, 1993. · Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. ЛИТЕРАТУРА · Антонов Алексей.

Смирение и воля // Москва. 1995. № 4. · Володин Дмитрий. Летопись распада. Угадал ли в XIX веке Леонтьев будущее России конца XX века?// Родина. 2000. № 7. · Дмитриев Е.В. Фёдор Иванович Тютчев: Штрихи к творческому портрету // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. 2003. № 5. · Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. · Ильин В.В. История философии СПб.: Питер, 2003. · Мырикова А.В. Особенности политического дискурса Ф.И. Тютчева // Вестник московского университета.

Серия 12. Политические науки. 2003. № 5. · Омельянчук И.В. Православная церковь и самодержавное государство в идеологии черносотенных партий России начала XX века // Российский исторический журнал. Международная академия наук. 2006. № 1. · Радугин А.А. Философия: курс лекций М.: Центр, 2001. · Савельев Леонтий.

Записки по русской философии // Москва. 1993. № 4. · Хатунцев С.В. Отечественная история в системе общественно-политических взглядов К.Н. Леонтьева // Вопросы истории. 2004. № 1. · Хатунцев С.В. Проблема «Россия - Запад» во взглядах К.Н. Леонтьева (60-е гг. XIX века) // Вопросы истории. 2006. № 3.

– Конец работы –

Используемые теги: Государственно-церковные, отношения, отечественном, консерватизме, XIX, начале, XX, веков0.112

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Государственно-церковные отношения в отечественном консерватизме XIX–начале XX веков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Музыка в конце XIX начале XX века
На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в… Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который… Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Новые источники энергии в конце XIX - начале XX века
Переход к массовому, непрерывному и автоматизированному производству требовал перевода системы машин на новый двигатель. Им стал электропривод,… Первые электрогенераторы были машинами небольшой мощности и разнообразной… В 70—80-х гг. генераторы постоянного тока были настолько усовершенствованы, что, по сути дела, приобрели основные…

Музыка в конце XIX начале XX века
На смену им приходят ученики,наследники и продолжатели их традиций С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов.Но как ни близки они своим учителям, в их… Фортепьянные концерты Рахманинова как и концертыЧайковского, и скрипичный… Таков Скрябин. Одних слушателейего музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью.Несколько позднее…

Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века
Александров Петр Акимович 1838-1893 По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал… В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением… В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров,…

Философия права в России во второй половине XIX - начала XX века
В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория… В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй… Это служило питательной почвой политического движения и политической теории буржуазии-либерализма. Либерализм в России…

Впервые на отечественном книжном рынке в 80-х годах XX века начали появляться работы зарубежных психологов по практической психологии.
На сайте allrefs.net читайте: Впервые на отечественном книжном рынке в 80-х годах XX века начали появляться работы зарубежных психологов по практической психологии....

Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века
Большинство европейских государств, а так же Япония перешли к производству машин с помощью машин. Значительный рост производительности труда в промышленности был обусловлен… Ковочные молоты заменялись более производительными прессами. Стал использоваться конвейер. Произошла замена основного…

Отношения Соединенных Штатов Америки и Палестинской автономии с начала 90-х годов XX века по настоящее время
Этот период характеризуется целым рядом разнонаправленных тенденций во взаимоотношениях между двумя субъектами мировой политики.США, считаются… В целом США - это неотъемлемый фактор для жизни Палестинской автономии. … Цель настоящей курсовой работы - изучить отношения США и Палестинской автономии с начала 90-х годов XX века, по…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Скрипичное искусство в России конца XIX–начала XX веков Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана… Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов. Вторая половина XIX века оказалась…
  • Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917).… Первые женские монастыри в регионе появляются в конце 40-х гг. XIX в. к 1917… Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, встретившись с епископом Кавказским в доме у…
  • Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века Александров Петр Акимович 1838-1893 По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал… В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением… В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров,…
  • Отношение к вопросу о хозяйственной деятельности в русской социально-философской мысли середины XIX начала XX вв. У ранних славянофилов А.С.Хомякова, И.В.Киреевског, К.С.Аксакова мы не наблюдаем большого интереса к этой пробеме. Они не выделяли хозяйственную… Значительно больший интерес к хозяйственной деятельности обнаружили… Бердяев относил хозяйство к сфере человечекого духа, для него узкоэкономичесекое рассмотрение хозяйства и экономики…
  • Литература Кубани конца XIX – начала XX века В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в… Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся В.С.… На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на…