Государственная, общественная и личностная ценность образования

ПРЕДМЕТ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» РЕФЕРАТ Тема: "Государственная, общественная и личностная ценность образования." Оглавление 1.Введение 2.Государственная, общественная и личностная ценность образования 1.Личностная ценность образования 2. Общественная ценность образования 3.Государственная ценность образования 3. Тенденции развития современного образования 1.Введение “Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком” Жак Маритен Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества.

Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.

Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей. В XX веке наметилась тенденция отчуждения образования от человека и общефундаментальных человеческих ценностей.

Бурный научно-технический прогресс способствовал формированию в обществе гипертрофированного представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства перед духовным содержанием. В различных социальных сферах на первый план вышли критерии целесообразности, эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.

Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности вот цель истинной жизни. Осмысливая современные задачи образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интериоризации объективной духовности.

Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями. Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Главная задача воспитания это соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их признание и развертывание. Ведь правильное воспитание и обучение, отмечает Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, т.е. благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше и вообще, и в смысле передачи их своему потомству. «Обратить человека вовсе не значит вложить в него способность видеть она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы». Проблема цели и сути образования действительно разрешается философией (рассмотрение вопросов формирования личности, оптимальной адаптации человека к жизни в обществе, разработки образовательных концепций и программ). Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание.

Таким образом, человек образованный это тот, кто знает мир и умеет использовать свои знания. (Первое предписание философии по Платону это усердное развитие интеллекта с целью восстановления единства с вечным). Образование - это единственная технологическая сфера формирования личности человека.

По своей сути оно работает всегда на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении.

Поэтому роль образования в развитии любого общества является определяющей. Только оно в состоянии переломить негативные тенденции в духовной, нравственной сфере человечества, помочь в поисках смысла человеческой жизни, дать прогрессивные жизненные ориентиры и указать критерии необратимой нравственной деградации человека. Духовные, нравственные факторы в борьбе созидательных и разрушительных сил всегда стоят на стороне созидательных.

И если разрушительные силы в основном стихийны, то созидательные всегда целенаправленны и требуют огромных усилий не только энергетических, но и временных затрат. Мы не отрицаем личностной ценности образования, глубоко воспринимаем высшую самоценность каждого человека, но при этом уходим от перекосов и крайностей, понимая, что ценность образования не только в развитии личностных качеств, но и общественных и государственных.

И только гармония этих качеств может решить вопрос о ценностном образовании. 2.Государственная, общественная и личностная ценность образования В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни. Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей: - ценности образования как ценности государственной, - как ценности общественной, - как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. 2.1.Личностная ценность образования По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека.

Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их. Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства" понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым.

Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций". По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет". Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности.

Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. " Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями. 2.2.

Общественная ценность образования

к постиндустриальному или информационному XXI в. При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный инс... Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатс... В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентифика... Префигуративная культура, "где взрослые учатся также у своих детей", о...

Государственная ценность образования

Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться ка... Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными уче... ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном ... Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекци... и специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен я т.д.; - образ...

Тенденции развития современного образования

Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самосто... Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучаю... К этим направлениям были отнесены: - общепланетарный глобализм и гуман... Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования ... Четвертая тенденция соотносится, по А.А.Вербицкому, с поиском психолог...

Список литературы 1. Равкин З.И Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХVII-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина.

М.: ИТОП РАО, 1996. С. 6 7. 2. Туровской Я. С. Проблема национальных ценностей в образовании на уровне межличностных отношений // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХVII-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1996. С. 31. 7 3. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-е гг. XX вв.) / Под ред. З. И. Равкина.

М.: ИТОиП РАО, 1997. С. 409 410.