рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира - раздел Философия, 2. План. Введение Стр. 3. Проблема Познаваемости Мира Стр. 4. Что Такое Агнос...

2. План. Введение стр. 3. Проблема познаваемости мира стр. 4. Что такое агностицизм стр. 4. Теории Юма и Канта стр. 5. Разновидности агностицизма стр. 6. Субъект и объект познания стр. 7. Чувственное и рациональное познание стр. 7. Сенсуализм и рационализм стр. 3. Введение. На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы.

Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства научного познания.

Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться особенно в античной Греции теория познания. Теория познания или гносеология - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. 4. Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии.

Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время И. Кант, Гегель, особенно остро встала эта проблема в нашем столетии Франк, Гартман, Витгенштейн. На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм логоцизм и интуитивизм и др. Сама проблема Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания.

Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов материальных и духовных непознаваема.

Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор ок. 490 420 гг. до н.э. сомневался в существовании богов. Он писал О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию и вопрос темен, и людская жизнь коротка. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому как оно кажется, так оно и есть. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому человек есть мера всех вещей.

Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон 360 270 гг. до н.э. считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов 1 отсутствия страдания и 2 невозмутимости.

Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива.

Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. 5. Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на ускользающую сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа. На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.

В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма юмизм Д. Юм 1711 1776 и кантианство И. Кант 1724 1804. Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине.

Юм сделал вывод объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств. И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания.

Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение субъективного и объективного в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных т.е. не выводимых из опыта форм живого созерцания пространства и времени.

Обретая пространственные и временные характеристики, представления затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими на органы чувств вещами в себе. Сами явления как проявления сущности есть результат взаимодействия объектов и субъектов, но они представляются существующими объективно. В процессе познания мы имеем дело фактически не с вещами в себе, а с явлениями вещи в себе, т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. О том, пишет Кант, каковы вещи могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства.

Одной из форм кантианского агностицизма являлся физиологический 6. идеализм физиолога И. Мюллера 1821 1858, обосновывавшего свой агностицизм, в отличие от И. Канта, данными физиологической науки родственна с мюллеровской концепцией теория иероглифов, немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца 1821 1894. В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре 1854 1912. Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности.

В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе технический агностицизм Г. Башляра 1884 1962, замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности.

Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее полностью или частично достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений как проявлений сущности материальных объектов.

Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей.

Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие на общезначимость получаемых результатов, третьи на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п. Данная позиция находится в полном соответствии со здравым смыслом, с точки зрения которого ближайшие сущности причины обыденных явлений познаваемы. 7.

Субъект и объект познания

Субъект и объект познания.

Чувственное и рациональное познание

Обычно под субъектом понимается индивид. Субъект как индивид обладает способностью познавать через свои органы ... Восприятие это отражение предметов в целостности их свойств по виду, в... Представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложная. Сложность заключается в гносеологическом отношении.

заключение. Понятие это мысль, в которой фиксируется общие и существенные признаки вещей. Суждение отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждаются или отрицается что-либо о чем-либо. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение.

Сенсуализм и рационализм. Положение сенсуализма нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Его представители в истории философии Протагор, Эпикур, Гассенди, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах и др. Противоположную линию в философии проводили рационалисты Парменид, Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Они признавали разум ratio разум основой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.

Конечно, их познавательная способность ограниченна, но это единственный канал, посредством которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Они доставляют человеку тот минимум информации, который необходим для его рационалистической деятельности. Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать безграничное, поступательное развитие знания. 9. Литература. 1. В.В. Миронов.

Философия. 1998 г. 2. А.П. Алексеев. Краткий философский словарь. 1998 г. 3. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Хрестоматия по философии. 1997 г. 4. Большая Советская Энциклопедия. 5. В. А. Соловьев. Всемирная история.

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, познаваемости, мира0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема познаваемости мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом мире
Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных… Их значение возрастает еще больше в наши дни, когда все страны вплетены в… Точно не известно, сколько раз за обозримый период времени наша цивилизация стояла на грани катастрофы.

Мировой опыт в решении проблемы бездомных животных
Страны ЕС, США, Канада характеризуются значительным количеством животных-компаньонов (собак и кошек), содержащихся в домах или квартирах… Бездомность животных рассматривается как негативное явление (в том числе в… Невостребованные животные усыпляются.Усыпление (эвтаназия) рассматривается как неизбежная мера, так как приюты,…

Сырьевая и энергетическая проблема мира
Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока… Действительно, все более важное значение приобретают проблемы природной среды… Уже сейчас в ряде стран богатые месторождения выработаны до конца или близки к истощению.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ Реферат по дисциплине «Современная научная картина мира»
Минздравсоцразвития России... Кафедра медицинской физики математики и информатики...

Мировой рынок нефти: проблемы истощения ресурсов и энергетическая безопасность национальных экономик
Очевидно, при эксплуатации истощенных нефтяных месторождений проблема повышения эффективности нефтедобычи приобретает особенно большое экономическое… Оно предусматривает увеличение ресурсного, производственного и экономического… Для успешного развития нефтедобывающей отрасли необходимы инвестиции порядка 10 млрд. долл. ежегодно.В связи с этим,…

Анализ проблем и тенденций развития мирового рынка зерна
Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся… Вместе с тем, как сложная многофункциональная и динамичная система, включающая… Степень изученности проблемы.Исследованию проблем функционирования и прогнозирования рынка зерна посвящены труды таких…

Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира
Войной было уничтожено треть материальных ценностей стран участниц. Огромное количество военной техники, потери в промышленном, сельскохозяйственном… К моменту ее окончания, практически во всех странах система хозяйственных… Во всех странах участницах войны преобладали хозяйственных отношений, который после окончания войны был приостановлен,…

Мировое хозяйство и мировой рынок. Международные валютные отношения
Например, товарооборот совершающейся на капиталистическом рынке, составляет около 910 всей торговли. Его экономические законы определяют основные… Они связаны с природой самого строя и отражают новые черты буржуазного… С одной стороны, монополистические концерны могут добиться получения монопольных прибылей лишь посредством вывоза…

Проблемы войны и мира в различных философских учениях и исторических периодах
Церковь пресекала междоусобные войны периода средневековья,что хорошо отразилось,например в истории Руси.Так,киевский князь Владимир Мономах… Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, доходившими до конфискации… Под охрану Мира Божьего в первую очередь попадали церкви,монастыри,капеллы,путешественники ,женщины,а также…

Соотношение сельского и городского населения. Проблемы урбанизации мировой экономики
В процессе развития человеческого общества образовалось две формы расселения - городское и сельское. Соотношение городского и сельского населения является важным показателем… Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации. Урбанизация - одна из сторон процесса расселения. Под…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблемы загрязнения Мирового океана Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтическихи гидроароматических углеводородов.Основные компоненты нефти - углеводороды до98 -… Легкие парафины обладают максимальной летучестьюи растворимостью в воде.… В нефти присутствуют летучие соединения с молекулойв виде одинарного кольца бензол, толуол, ксилол , затем…
  • Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации,… Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению… В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать…
  • Терроризм - глобальная проблема мира В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные - для которых становится… Объект атаки - больница, роддом.Или события, которые произошли в Кизляре,… Через "возвышенные мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко…
  • Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем Тема Философия эпохи Возрождения и Нового Времени Философия эпохи первых буржуазных... Тема Философия эпохи Возрождения и... Тема Немецкая классическая философия Марксизм...
  • Капитал. Перспективы и проблемы мирового хозяйства Экспортирующие страны (откуда уходит капитал) называются странами базирования. Импортирующие страны называются принимающими.Важнейшими причинами вывоза… В зависимости от собственника вывоз капитала делится на 3 вида: 1) частный вывоз капитала (крупные компании и банки); …