Философия буддизма

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Кафедра философии. Итоговая аттестационная работа по гуманитарной дисциплине. Тема Философия Буддизма Работу выполнил студент гр. ЭПУ-53 Пузанков Юрий Владимирович Проверил профессор Заров Д. И. г. Саратов. 1998 г. Содержание.Введение.стр 3.Буддизм.стр 7.Возникновение буддизма и его основные идеи. стр 7.Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной Азии. стр 12.Буддизм в Китае и Монголии.стр 16.Развитие идей буддизма в культурах Индии и Китая. стр 22.Идеи буддизма в культурах Индонезии и Тибета. стр 24.Заключение.стр 28.Анализ традиций тибетского буддизма. стр 28.Список литературы.стр 33. Тем, кто охвачен враждою и страстью, Нелегко постичь это ученье.

Страсти предавшись, тьмою объятые, Они не поймут того, что тонко, Что глубоко и трудно для постиженья, Что против теченья их мысли.

Винайя-питака. Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.

Одновременно, начиная с III века до н.э он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э в Вайшави в 367 г до н.э в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви Хинаяну и Махаяну.

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма. Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско- ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.

Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего срединного пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим ахинса, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления медитации, результатом которого является переживание целостности бытия неразличения внутреннего и внешнего, полная самоуглубленность.

Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия.

Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад это волевое решение Я, понимаемого как некая духовно-телесная целостность.

Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию.

При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом.

Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация. Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное братство буддистов.

Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.

Возникновение буддизма и его основные идеи

Он учил, что каждый может достичь этого, ибо каждый обладает способнос... Буддизм не утверждает, что все является иллюзией все подобно иллюзии. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых... Ученики по памяти воспроизводили различные отрывки услышанных ими свящ... Считалось, что некоторые из них предназначены для будущего, поэтому он...

Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной Азии

Шри-Ланка обратилась к Таиланду с целью возрождения преемственных лини... было Кхмерское королевство Кампучия. В этом контексте буддизм использовался следующим образом монахи начиты... В середине 1 в. большая часть этих территорий входила я состав Кушанской империи, насе...

Буддизм в Китае и Монголии

Как я уже отмечал, буддизм всегда стремится приспособиться к той культ... Чань-буддизм учит, что если человек сможет успокоить все свои искусств... Достойным внимания является распространение буддизма среди тюрков, пер... Именно они были наиболее известными переводчиками санскритских текстов... Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции аранжировки...

Развитие идей буддизма в культурах Индии и Китая

В это время IV в. они заглохли. Тексты тантр, относящиеся к Махаяне, и особенно к Мадхья... Тантра подчеркивает использование воображения с применением техник виз... Их визуализация помогает одновременно удержать в уме все эти прозрения... Тантра подчеркивает использование воображения с применением техник виз...

Идеи буддизма в культурах Индонезии и Тибета

В Индонезии контакты с индийской культурой, и в том числе с буддизмом ... К концу XV в. Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, был народ чианг. Добуддийская тибетская традиция бон достигла расцвета в королевстве Ша... Он положил начало традиции Ньингма, или старых переводов.

Заключение

Заключение.

Анализ традиций тибетского буддизма

Приблизительно 85 монашеских обетов не отличаются от обетов других тра... Шаманизм в этих районах был запрещен Советом ханов. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского мор... Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцког... Итак, мы видим, что буддийские учения широко распространились во всех ...