Прагматическая концепция истины

Прагматическая концепция истины. С точки зрения польского логика и философа К. Айдучевич, все, так называемые неклассические истины, усматривают сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с конечным критерием. К концепции истины, как полезности, прагматизм приходит на основе следующего аргумента наши убеждения не являются независимыми от нашей практической деятельности.

Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели. Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины.

Иначе говоря, нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, также оказываются соответствующими реальности. Единственное, что может человек установить это несоответствие знание действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истинной. В настоящее время имеются теории, которые можно рассматривать как продолжение и развитие прагматизма онерационализм.

Основная его проблема значения. Но операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. По выводам, вытекающим из бриджменского операционализма, можно судить, что принесла науке прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и неистинна, поскольку она пользуется неоперациональными понятиями. Операционализм требует устранения абстрактных систем, которые играют в современной физике важную роль. Прагматизм, суливший сделать науку более реалистической оказывается концепцией, создающей для нее серьезную угрозу.