Философия М.А.Булгакова

Кафедра философии РАН С Петербурга Философия М.А.Булгакова Научный руководитель к.ф.н. Пашков М. В. Аспирант Иванов Д.С. С Петербург 1999 Оглавление 1. Введение стр. 2. Краткая биография стр. 3. Формирование философии М.А.Булгакова стр. 4. Поздняя философия М.А.Булгакова стр. 4.1 Собачье сердце стр. 4.2 Мастер и Маргарита стр. 5. Заключение стр. 6. Литература стр. 1. Введение Есть книги, которые никогда не могут быть прочитаны, расшифрованы, разгаданы до конца. Мне кажется, что лучшая проза Михаила Булгакова, в особенности его последние произведения, относятся к их числу.

М.А.Булгаков не писал философских трудов как таковых. Это касается не только его, но и всех русских писателей, которые создавали русскую философию посредством своих литературных произведений. Представим себя перед зеркалом, а лучше в окружении множества зеркал.

Все как на ладони, но ведь что-то вечно ускользает, и нам хочется заглянуть еще за эту бесконечную стену. Перешагнуть роковую черту, чтобы узнать, рассмотреть себя до самого конца, понять таинство бытия. Уже тысячелетия мы не можем постигнуть границы человеческой души. До умопомрачения вглядываются люди в собственное отражение, пока их собственное Я не померкнет во вселенной, чтобы все вернулось вновь, но уже не со мной, не мое и не для меня. Не такова ли природа и магия таланта большого писателя Он будто чародей в окружении тысячи зеркал находит линии чужих судеб, вбирает их в себя, а потом бросает ее под молот грядущего бытия.

Так умирает сам автор, и начинается судьба его трудов. 2.

Краткая биография

Разумеется, талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. Был он у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых первенцем. Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи Варвары Михай... Гражданская война застала Булгакова в его родном Киеве. Рушился старый быт, каждому надо было выбирать свой путь на дорогах вз...

Формирование философии М.А.Булгакова

. К тому времени Булгаков уже отходит от своей медицинской деятельности ... Роман Белая гвардия, рисующий историю киевской семьи Турбиных, конец б... Из автобиографии рождается повесть, в художественных образах которой в... Но в Булгаковских произведениях сатира очень тесно переплетается с как...

Поздняя философия М.А.Булгакова

С кажущимся всемогуществом вершит дьявол в советской Москве свой суд и... Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрат... Воланд - персонаж романа Мастер и Маргарита, возглавляющий мир потусто... Дьявола, пожалуй, для М. Не звонил потому, что ни слухом, ни духом не знал о подсунутой Коровье...

Заключение

Заключение Значения поздних произведений Булгакова восходят к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой - бесы, жертвоприношение, распятье. Как гуманист, а точнее позитивист, Булгаков ярко проявляет себя в повести Собачье сердце. Достаточно по внимательнее вчитаться во фразы, произносимые профессором Преображенским, ведь это мысли самого автора.

Апофеоза они достигают в знаменитом монологе профессора за обедом. Именно из него можно понять за что же профессор, а вместе с ним и автор, не любит пролетариат. Преображенский не осуждает К.Маркса, но очевидно, что он и не поддерживает его. Думаю, что из философов 19-20 вв. автору наиболее близок Огюст Конт. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице Мастера и Маргариты прямо - в декларациях Мастера, Иешуа, Воланда, Пилата, косвенно - в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал.

Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам они собирательны. Бесспорными представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование образа Маргариты на Е. С. Булгакову. Образы романа перекликаются друг с другом. Зеркальная симметрия связывает Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны у Иешуа и Мастера, Мастера и Понтия Пилата.

Представители духовного начала которое, по Булгакову, бессмертно сосуществуют, признавая положение друг друга в космической иерархии Иешуа по отношению к Воланду, Воланд - к Иешуа и Мастеру, Мастер - к Бездомному. С помощью средств фантастики и гротеска автор сумел возвести свои персонажи на высшую ступень типизации, создать художественные типы - ярко индивидуализированные Понтий Пилат, философски значимые Воланд.

Каждый значительный тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы в произведении Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую значимость всей художественной системы романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, государственное Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа. Таким образом, на мой взгляд, самого писателя с его высказанной идеей вечного покоя и бессмертием души, можно причислить к идеалистам. Однако, автор не настаивает на этой точке зрения, идеализм его проявляется скорее в понимании общественных отношений, а именно как уже было сказано выше, ему скорее близка философия Огюста Конта. Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица - это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.

Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд. который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит на чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому.

Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в то же время идеальными.

В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключает внутри человека не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. 6.

Литература

Литература 1. М.А.Булгаков Дьяволиада Архангельск 1989 2. М.А.Булгаков Багровый остров Ранняя сатирическая проза М.1990 3. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков Философские науки 1990 - 7 4. Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы Киев, 1990 5. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев Учение о природе философского знания Вопросы философии 1982 - 6 6. Утехин Н.И. Исторические грани вечных истин Мастер и Маргарита М.Булгакова В сб. Современный советский рассказ. Философские аспекты Л 1979 7. Черникова Г.О. О некоторых особенностях философской проблематики романа М.Булгакова Мастер и Маргарита М 1971 8. Лосев В.В. Вступ. ст. к кн. Булгаков М.А. Великий канцлер Черновые ред. романа Мастер и Маргарита 1992 9. Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка Томск, 1987.