Проблема соотношения философии и частных конкретных наук

Проблема соотношения философии и частных конкретных наук. ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, основанное на прин- ципе, что все подлинное положительное позитивное зна- ние может быть получено лишь как результат отдельных специ- альных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследова- ние реальности, не имеет права на существование.

Представителями первой классической формы позитивизма ХIЛиттре, Г.Н.Вырубов, П.Ларрит, И.Тэн, Ж.Э.Ренан,Дм. С.Милль, Г.Спенсер.

Развитие Позитивизма шло по линии все более четкого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций. В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный бурным развитием естественных наук. В начале ХХ века преобра- зованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эво- люции - махизм, который носит явно выраженный субъективно - идеалистический характер.

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истол- кование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, ее место в философии исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась пер- вой исторической формой философии. Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел вы- ражение в расцвете натурфилософии, связанном с именами Дж. Бруно, Б.Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано и др. В этот период широко использовался принцип тождества микро- и макро- космоса был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений.

Попытки возрождения натурфилософии были предприняты в конце ХIХ века - начале ХХ века В.Оствальдом, Х.Дришем, пы- тавшимися преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейше- го естествознания. ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления 3 - Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще.

Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, сос- тавляющие ее стержень - всеобщая связь, становление и разви- тие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложив- шейся системы категорий и законов. 3. Проблема многообразия философского видения мира. Мате- риализм или идеализм? Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию.

Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имели ни- какого понятия о строении своего тела и не умели объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой ду- ши, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти уже с того времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами.

Для осознания мировозз- ренческой значимости полярности материальное - духовное потребовались века философского развития. Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли XVII - XVIII века, ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук - с другой.

Но и после этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истин- ного знания, природы нравственного долга, свободы, человечес- кого счастья, практики и др. Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер.

Это не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентация философской мысли. Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, матери- альной и субъективной, идеальной, их которых одна предшеству- ет другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи ? А может быть, они существуют как равноправные субстанции ? Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхож- дения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества 4 - Объяснение мира из него самого - таков мировоззренческий и методологический принципы материализма.

Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определя- ется духовным началом. Существовали в истории философии и та- кие философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал - материального и духовного. Их называли дуалис- тами. Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем ? Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называют- ся агностиками.

Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом. Почему же вопрос от отношении мышления к бытию является основным? Потому что от сути его решения берут свое начало не только все иные проблемы собственно философии, но и обще- теоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни.

Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отно- шении мышления к бытию вообще, но и более конкретно вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу вы- ражается емко и просто общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание, которое будучи производно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на это бытие.

Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы - то ли его является бог, то ли объективный мировой дух, то ли идеи исторических личностей. 4.