рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема происхождения и сущности сознания

Работа сделанна в 1995 году

Проблема происхождения и сущности сознания - раздел Философия, - 1995 год - Философия. Проблемно – тематический курс Проблема Происхождения И Сущности Сознания. В Принципиальном Споре Между Осно...

Проблема происхождения и сущности сознания. В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наи- более острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи.

Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование парал- лельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последователь 10 - ность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяс- нить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине самой себя, со всеми своими свойствами.

Основоположники диалектического материализма Спиноза, Ф. Энгельс всегда подчеркивали мировоззренческое значение воп- роса о сущности сознания, его роли и месте в системе мирозда- ния для последовательного проведения принципа материалисти- ческого монизма, т. е. учения о материальном единства мира. Диалектико-материалистическая философия формирует исход- ные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, че- ловеческого сознания.

Энгельс подходит к вопросу об атрибу- тивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развер- тывания содержащихся в самом основании материи возможностей. Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания. 7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самих разнообразных отношениях, свя- зях друг с другом.

Любые предметы и события суть звенья бес- конечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорван- ной, хотя материя и дискретна все взаимодействует со всем. В истории философии даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не побеспокоив всего мироздания. Вселен- ная по Г.Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движе- ние в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.

Обычно связь определяется как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и яв- ления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.

С точки зрения различных форм движения материи в области неор- ганической природы существуют механические, физические и хи- мические связи, предполагающие взаимодействия либо через раз- личные поля, либо путем непосредственного контакта. В живой природе существуют более сложные связи - биологические, кото- рые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межви- довых отношениях особей, а также их отношениях с внешней сре- дой. В общественной жизни связи еще более усложняются, обра- зуются производственные, распределительные, семейные, межлич- ностные, национальные, государственные и прочие связи.

Однако - 11 - связи существуют не только между предметами в пределах данной формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый клубок. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимо- действия является специфическая и универсальная категория - развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного все находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимо- действий образует определенное направление этого пути откуда и куда. Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира. Развитие есть необратимое, определенно направленное и за- кономерное изменение материальных и идеальных объектов, при- водящее к возникновению нового качества.

Качание маятника - пример движения, а рост ребенка - пример развития. Развитие - это двойной процесс в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязатель- но, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшест- вующего.

Если новое качество превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если оно в том или ином от- ношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция развития. Регресс, также как и прогресс, необратим, т. е. на любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к предшествующим состояниям. В связи с развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития.

Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций творческой эволюции. Если первый гипертрофирует количест- венные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные преобразования, не улавли- вая их предварительные постепенные количественные процессы.

Таким образом для метафизики характерно шарахание мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта устойчи- вости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и ее разновиднос- ти - догматизма - является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возмож- ности неудовлетворенность достигнутым - ее стихия, революци- онная активность - ее суть. 8. Проблема сущности научного познания.

Что значит знать? Человечество всегда стремилось к приобретению новых зна- ний. Процесс овладения тайными бытия есть выражение устремле 12 - ний творческой активности разума, составляющего великую гор- дость человечества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любозна- тельности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства че- ловека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее пе- редаются от поколения к поколению, от народа к народу с по- мощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания или гносеология от греческого gnosis - знание, познание, оформилась вместе с возникновением фило- софии в качестве одного из фундаментальных разделов. Она исс- ледует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах мнение к постижению их сущности истинного знания, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях.

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет досто- верное знание о мире, о самом человеке и человеческом общест- ве. Научное познание 1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. 2. Особенности научных знаний как продукта научной дея- тельности.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинако- вость, во-первых, способов методов самой познавательной ак- тивности, а во-вторых, характера достигаемых научных резуль- татов. Эмпирической исследование предполагает выработку исс- ледовательской программы, организацию наблюдений, эксперимен- та, описание наблюдаемых и и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.

Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теорети- ческое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпиричес- кое опытное познание предшествует теоретическому. Научное исследование предполагает не только движение вверх, ко все долее совершенному, разработанному теорети- ческому аппарату, но и движение вниз, связанное м ассимиля- цией эмпирической информации.

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем пря- мого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии име 13 - ниуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновиднос- ти чувственную и интеллектуальную.

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отли- чие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления. Наука - обоюдоострое всемогущее оружие, которое в зависи- мости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели С.И. Вави- лов. Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечест- ву они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб ког- да-нибудь были произнесены слова Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб. Ученые знают, что наука не мо- жет быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо ис- пользуют ее достижения Ф. Жолио-Кюри. 9. Проблема источников знания и способов познания.

Разум или чувства? Сенсуализм - направление в теории познания, согласно ко- торому чувственность является главной формой достоверного знания.

В противоположность рационализму сенсуализм стремится все содержание познания из деятельности органов чувств. Сен- суализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единс- твенным источником достоверного знания. В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсу- ализма. Видными представителями материалистического сенсуа- лизма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представите- лями сенсуализма были Ламетри, Гельвеций, Дидро, Фейербах.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму эмпиризму. Как целостная система гносеологических воззрений рациона- лизм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневеко- вой схоластике и религиозному догматизму классический рацио- нализм Декарт, Спиноза, Лейбниц исходил из идеи естествен- ного порядка - бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир. Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализ- ма, полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, пе- реходит затем к рассудку и заканчивается в разуме Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины.

Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания 14 - пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет силу лишь ценой позиции агностицизма он распространяется только на мир явлений, но не на вещь в себе, объективную реальность.

Иррационализм - обозначение идеалистических течений в фи- лософии, которые, в противоположность рационализму, ограничи- вают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто не доступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный харак- тер самого бытия. Понятие иррационализма объединяет разнород- ные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни чело- века волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое озарение, воображение, инстинкт, бессознатель- ное и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содер- жанию являются все религиозные и религиозно-философские уче- ния. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Диалектика есть философское теория, метод и методология научного познания и творчества вообще.

Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень все- общая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и за- конов. В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общеп- ринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандарт- ные решения. Такой процесс обычно называют творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, то есть способностями к выработке новых прие- мов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, расс- матривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но как именно устроена интуиция никто из них не пояс- нял. В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на каком-то этапе разроз- ненная деятельность по оперированию абстрактными и чувствен- ными знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению иско- мого результата, к озарению, к некому творческому воспламене- нию, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятель- ности 15 - 10.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Проблемно – тематический курс

Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретен- ное, субъективное свойство человеческого ума, а некое вели- кое и приличествующее… Философия когда-то могла иметь и имела статус особой нау- ки. Особой формы… Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема происхождения и сущности сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема соотношения философии и частных конкретных наук
Проблема соотношения философии и частных конкретных наук. ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, основанное на прин- ципе, что все подлинное положительное позитивное зна- ние может быть получено лиш

Проблема пространства и времени
Проблема пространства и времени. Для обыденно-житейских представлений пространство и время нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все

Проблема происхождения жизни на Земле
Проблема происхождения жизни на Земле. Жизнь - форма существования материи, закономерно возникаю- щая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые организмы отличаются от неживых

Проблема познаваемости мира
Проблема познаваемости мира. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль челове- ка как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек кон

Проблема смысла жизни человека
Проблема смысла жизни человека. От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает целей жизни родовой, историческ

Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности
Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности. В жизни каждого нормального человека рано или поздно нас- тупает момент, когда он задается вопросом о конечности своего ин

Проблема личности в истории философии
Проблема личности в истории философии. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-позна- вательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нуж

Проблема общественного прогресса и его критериев
Проблема общественного прогресса и его критериев. Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный систе- мы, в результате которых осуще

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги