Проблема происхождения и сущности сознания

Проблема происхождения и сущности сознания. В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наи- более острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи.

Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование парал- лельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последователь 10 - ность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяс- нить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине самой себя, со всеми своими свойствами.

Основоположники диалектического материализма Спиноза, Ф. Энгельс всегда подчеркивали мировоззренческое значение воп- роса о сущности сознания, его роли и месте в системе мирозда- ния для последовательного проведения принципа материалисти- ческого монизма, т. е. учения о материальном единства мира. Диалектико-материалистическая философия формирует исход- ные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, че- ловеческого сознания.

Энгельс подходит к вопросу об атрибу- тивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развер- тывания содержащихся в самом основании материи возможностей. Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания. 7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самих разнообразных отношениях, свя- зях друг с другом.

Любые предметы и события суть звенья бес- конечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорван- ной, хотя материя и дискретна все взаимодействует со всем. В истории философии даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не побеспокоив всего мироздания. Вселен- ная по Г.Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движе- ние в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.

Обычно связь определяется как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и яв- ления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.

С точки зрения различных форм движения материи в области неор- ганической природы существуют механические, физические и хи- мические связи, предполагающие взаимодействия либо через раз- личные поля, либо путем непосредственного контакта. В живой природе существуют более сложные связи - биологические, кото- рые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межви- довых отношениях особей, а также их отношениях с внешней сре- дой. В общественной жизни связи еще более усложняются, обра- зуются производственные, распределительные, семейные, межлич- ностные, национальные, государственные и прочие связи.

Однако - 11 - связи существуют не только между предметами в пределах данной формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый клубок. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимо- действия является специфическая и универсальная категория - развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного все находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимо- действий образует определенное направление этого пути откуда и куда. Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира. Развитие есть необратимое, определенно направленное и за- кономерное изменение материальных и идеальных объектов, при- водящее к возникновению нового качества.

Качание маятника - пример движения, а рост ребенка - пример развития. Развитие - это двойной процесс в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязатель- но, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшест- вующего.

Если новое качество превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если оно в том или ином от- ношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция развития. Регресс, также как и прогресс, необратим, т. е. на любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к предшествующим состояниям. В связи с развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития.

Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций творческой эволюции. Если первый гипертрофирует количест- венные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные преобразования, не улавли- вая их предварительные постепенные количественные процессы.

Таким образом для метафизики характерно шарахание мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта устойчи- вости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и ее разновиднос- ти - догматизма - является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возмож- ности неудовлетворенность достигнутым - ее стихия, революци- онная активность - ее суть. 8. Проблема сущности научного познания.

Что значит знать? Человечество всегда стремилось к приобретению новых зна- ний. Процесс овладения тайными бытия есть выражение устремле 12 - ний творческой активности разума, составляющего великую гор- дость человечества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любозна- тельности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства че- ловека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее пе- редаются от поколения к поколению, от народа к народу с по- мощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания или гносеология от греческого gnosis - знание, познание, оформилась вместе с возникновением фило- софии в качестве одного из фундаментальных разделов. Она исс- ледует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах мнение к постижению их сущности истинного знания, а в связи с этим рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях.

Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет досто- верное знание о мире, о самом человеке и человеческом общест- ве. Научное познание 1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. 2. Особенности научных знаний как продукта научной дея- тельности.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинако- вость, во-первых, способов методов самой познавательной ак- тивности, а во-вторых, характера достигаемых научных резуль- татов. Эмпирической исследование предполагает выработку исс- ледовательской программы, организацию наблюдений, эксперимен- та, описание наблюдаемых и и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.

Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теорети- ческое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпиричес- кое опытное познание предшествует теоретическому. Научное исследование предполагает не только движение вверх, ко все долее совершенному, разработанному теорети- ческому аппарату, но и движение вниз, связанное м ассимиля- цией эмпирической информации.

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем пря- мого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии име 13 - ниуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновиднос- ти чувственную и интеллектуальную.

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отли- чие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления. Наука - обоюдоострое всемогущее оружие, которое в зависи- мости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели С.И. Вави- лов. Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечест- ву они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб ког- да-нибудь были произнесены слова Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб. Ученые знают, что наука не мо- жет быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо ис- пользуют ее достижения Ф. Жолио-Кюри. 9. Проблема источников знания и способов познания.

Разум или чувства? Сенсуализм - направление в теории познания, согласно ко- торому чувственность является главной формой достоверного знания.

В противоположность рационализму сенсуализм стремится все содержание познания из деятельности органов чувств. Сен- суализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единс- твенным источником достоверного знания. В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсу- ализма. Видными представителями материалистического сенсуа- лизма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представите- лями сенсуализма были Ламетри, Гельвеций, Дидро, Фейербах.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму эмпиризму. Как целостная система гносеологических воззрений рациона- лизм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневеко- вой схоластике и религиозному догматизму классический рацио- нализм Декарт, Спиноза, Лейбниц исходил из идеи естествен- ного порядка - бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир. Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализ- ма, полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, пе- реходит затем к рассудку и заканчивается в разуме Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины.

Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания 14 - пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет силу лишь ценой позиции агностицизма он распространяется только на мир явлений, но не на вещь в себе, объективную реальность.

Иррационализм - обозначение идеалистических течений в фи- лософии, которые, в противоположность рационализму, ограничи- вают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто не доступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный харак- тер самого бытия. Понятие иррационализма объединяет разнород- ные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни чело- века волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое озарение, воображение, инстинкт, бессознатель- ное и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содер- жанию являются все религиозные и религиозно-философские уче- ния. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Диалектика есть философское теория, метод и методология научного познания и творчества вообще.

Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень все- общая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и за- конов. В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общеп- ринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандарт- ные решения. Такой процесс обычно называют творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, то есть способностями к выработке новых прие- мов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, расс- матривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но как именно устроена интуиция никто из них не пояс- нял. В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на каком-то этапе разроз- ненная деятельность по оперированию абстрактными и чувствен- ными знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению иско- мого результата, к озарению, к некому творческому воспламене- нию, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятель- ности 15 - 10.