Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль челове- ка как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.

В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно.

Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах. В попытке ответить на него четко обозначились три основ- ных линии оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты ут- верждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напро- тив, ее отрицают.

Скептики же отрицают принципиальную позна- ваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм в скептицизме Д.Юма, который полагал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. В современной немарксистской философии выдвигаются раз- личные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности.

Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и гео- центричность условий познания. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, зак- лючается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается раз- витием науки, познания.

Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира. а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзис- тенционализм, прагматизма и др. Догматизм - антиисторический, недиалектический схемати- чески - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оцен- ка теоретических и практических проблем и положений произво- диться без учета конкретной реальности условий места и време- ни. Гносеологическая основа догматизма - одностороннее отно- шение к истине, признание в ней абсолютного момента при од- новременном игнорировании ее относительности.

Психологический догматизм покоится на слепой приверженности к однажды вырабо- танным приемам и способам познания и деятельности. 11. Проблема истины в философской науке. Что есть истина? В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин.

Все они имеют как - 16 - позитивные, так и негативные стороны 1. Классическая теория истин. Истина - это правильное от- ражение предмета, процесса в индивидуальном познании. 2. Когерентная концепция рассматривает истину как соот- ветствие одних знаний другим. 3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распростра- ненная в особенности в Америке, говорит, что истиной считает- ся то что полезно для человека. 4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5. Экзистнециалистская концепция.

Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с од- ной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким спо- собом и чем можно познать этот мир. 6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божее откровение. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъек- том, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания объективное со- держание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалекти- ке ее развития.

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов Пла- тон, Августин, или как согласие мышления с самим собой те- ория когеренции, с его априорными формами Кант. По Геге- лю, истина есть диалектический процесс развития знания, в ко- тором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эм- пиризма состоит в понимании истинности как соответствии мыш- ления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлени- ям личности к достижению успеха прагматизм, либо, как наи- более простой взаимосогласованности ощущений. Общая черта различных концепций истины в современной за- падной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марк- систскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трак- товок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе человечество располагает от- носительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, со- держащим заблуждения знанием. Признание относительности исти- ны связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины оно обладает объективно истинным содержанием, являет- ся необходимым этапом развития человеческого познания, своим - 17 - объективным содержанием включается в последующие этапы позна- ния. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью ис- черпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предпо- лагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с уче- том реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. Процесс достижения истины, в особенности в социально-гу- манитарном познании, предполагает сопоставление и соревнова- ние идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалисти- ческих форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социаль- ной реальности, выяснение социально-практических и мировозз- ренческих предпосылок теоретических построений. 12.