Проблема смысла жизни человека

Проблема смысла жизни человека.

От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает целей жизни родовой, исторической в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватное существо.

Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, сама жизнь оказывается лишь средством к жизни. Такая неудовлетво- ренность, нереализуемость содержат в себе побудительные при- чины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каж- дого человека - всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, ко- торые она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реа- лизуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпаде- ние, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая разных этапах истории и в разных об- щественно-экономических формациях, и определяет ценность че- ловеческой жизни.

Л. Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки - 18 - писать.

Это было для меня отвратительно - писал он. Приз- нать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь животная личность, не подчиняющаяся велению разума.

Идеи Толстого и сегодня актуальны, они оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, не то, как он решает для себя вопросы смерти и бессмертия. Не случайно столь часто к ним обращаются в наши дни представители разных философских систем и направлений, включая материалистические. Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определя- ющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверж- дает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биоло- гического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единство соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человека.

Именно на этом в конечном счете и основывается регулирующая роль нравственности как в индивиду- альной жизни человека, так и в его отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуман- ности человека - бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невоз- можно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и ан- тигуманизма. 13.