Проблема личности в истории философии

Проблема личности в истории философии. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-позна- вательной сферы человеческой жизни и деятельности.

Сократ считал, что человек более всего нуждается в позна- нии самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в фило- софствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека опре- деляются степенью его осведомленности.

Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и пита- тельную души, и содержит в себе все неизменные формы, и од- на производит все, что производят в других видах более несо- вершенные формы. Маккиавели, он считал, так как желания человека ненасытны и так как природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неу- довлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прош- лое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания 21 - К. Маркс придерживался следующего определения личности.

Человек - есть ансамбль общественных отношений. Все чем живет человек имеет значение в свете его общения с другими людьми.

Человек - разумное начало. С конца XIX века в философии выдвигаются сомнения разум- ности деятельности человека. Человек на подсознательном уров- не может поступать неразумно, иррационально. Это было подхва- чено Ф. Ницше, который говорил, что в человеке живет не толь- ко творец, но и тварь. Чтобы уничтожить тварь, Ницше предла- гал освободиться от морали. Он придерживался идеи сильной личности. Н. Бердяев понимал личность как существо, подчиненное сверхчеловеческому началу.

Это начало творческое и в этом смысле божественное. творческая энергия человека делает его подобным богу. Такой точки зрения придерживались и другие русские философы Соловьев, Булгаков и др З. Фрейд. Личность - подсознательное. Человеком управляют ряд инстинктов, пришедшие к нам из животного мира. 15.