рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизненный путь

Жизненный путь - раздел Философия, Жан Поль Сартр Жизненный Путь. Внимательный Наблюдатель Перипетий Прошлого Столетия, Один Из...

Жизненный путь. Внимательный наблюдатель перипетий прошлого столетия, один из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма Жан Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже. Он был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, который умер от тропической лихорадки, когда мальчику не исполнилось и года, и Анн-Мари Сартр, урожденной в Швейцер, — она происходила из семьи известных эльзасских ученых и была двоюродной сестрой Альберта Швейцера.

Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил высшую нормальную школу в Париже по отделению философии, в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине. До начала войны он преподавал философию в одном из лицеев Гавра. В конце 30-х Сартр написал свои первые крупные произведения, в том числе четыре психологических по своему содержанию труда о природе явлений и работе сознания.

Еще, будучи преподавателем в Гавре, Сартр написал «Тошноту» — свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году. В это же время в «Новом французском обозрении» печатается его новелла «Стена». Оба произведения становятся во Франции книгами года. «Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман.

Творчество — единственное занятие, имеющее, по мнению Сартра в ту пору, хоть какой-то смысл. В годы Второй мировой войны Сартр из-за дефекта зрения не попал в действующую армию, но служил в метеорологическом корпусе.

После захвата Франции нацистами он проводит некоторое время в концлагере для военнопленных, но уже в 1941 году его отпускают, и он возвращается к литературной и преподавательской деятельности в Париж. Здесь он организовал подпольную группу под девизом "Социализм и свобода". Название в высшей степени знаменательное: это политическое кредо Сартра, считавшего, что социализму (как он существовал в то время) не хватает свободы. Идея свободного социализма руководила действиями и мыслями Сартра почти четыре десятилетия его жизни.

Если помнить об этом, то можно объяснить многие, на первый взгляд странные его поступки. Ничего практически существенного группе Сартра сделать не удалось, зато он завершил онтологический трактат и поставил на профессиональной сцене первую пьесу "Мухи". И большой трактат (семьсот с лишним страниц), и короткая пьеса трактуют об одном и том же, хотя, разумеется, с разной степенью полноты о "свободе в ситуации", что, собственно, и является, по Сартру, определением человеческого существования (экзистенции). Отсюда и система его воззрений получила название "экзистенциализм". Сартр поясняет, что его исследование направлено на то, чтобы описать человеческое существование.

Его первоначальный интерес состоит не в том, чтобы сказать, на что должны быть похожи люди и на что они похожи в действительности. Таким образом, Сартр утверждает, что каждый должен делать свой собственный выбор своего мира. Однако здесь возникает проблема: ведь каждый должен делать то же самое.

Выбор индивидуален, даже если один выбирает за всех людей. В защиту своих идей от обвинения в пессимизме Сартр говорил, что неправильно рассматривать в таком духе его философию, "ибо ни одна доктрина не является более оптимистичной, так как у нее судьба человека помещается в него самого" ("экзистенциализм - это гуманизм"). Десять лет прошло, прежде чем Сартр уяснил себе, что никакой особой системы морали экзистенциализм не подразумевает, да и сама эта философская позиция - скорее "идеология", нежели философское постижение в собственном смысле слова.

И этот акт индивидуального самопознания - итог целой серии "интеллектуальных экспериментов": прозаической трилогии "Дороги свободы" (1945-1949), теоретических эссе вроде " Что такое литература" (1947), и в первую очередь пьес, из которых особенный резонанс вызвали "Грязные руки" (1948) и "Дьявол и Господь Бог" (1951). Политическая деятельность Сартра принесла ему глубокое разочарование и привела к попытке радикально реконструировать свою мысль.

Он задумал работу "Критика диалектического разума" в двух томах: первый - как теоретическое и абстрактное исследование, второй - как трактовку истории. Однако "Критика" так и не была завершена. Сартр отказался от второго тома после написания лишь нескольких глав. Первый том был опубликован в 1960 году и оценен как "монстр нечитабельности". Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь марксизм становится "почвой всякой индивидуальной мысли и горизонтом всей культуры". 1960-е годы - апогей популярности Сартра, в 1964 году Шведская академия присуждает ему Нобелевскую премию по литературе.

И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался эту премию принять, чем вызвал самые разноречивые отклики. А он объяснил просто: не принял, потому, что это имеет политический смысл и вполне определенный - включение в буржуазную элиту человека. В сентябре - октябре 1965 года Сартр выступал в Токио и Киото с циклом лекций "В защиту интеллектуалов", в которых противопоставил их "техникам практического знания". Подлинный же интеллектуал - "хранитель фундаментальных целей (эмансипация, универсализация, гуманизация человека ). С возрастом Сартр становился все непримиримей.

Во второй половине 1960-х годов разгорелась война во Вьетнаме при самом активном участии США. Сартр становится председателем "общественного трибунала Рассела", целью которого было расследование фактов геноцида во Вьетнаме. "В 1945 году в Нюрнберге впервые возникло понятие политического преступления.

Наш трибунал не предлагает ничего иного, как применить к капиталистическому империализму его же собственные законы. Юридический арсенал не ограничивается только нюрнбергскими законами, есть еще пакт Бриана-Келлога, Женевская конвенция и другие международные отношения". Наступил 1968 год, который наложил определяющий отпечаток на всю оставшуюся жизнь Сартра. В мае разразились серьезные студенческие волнения в Париже, и 63-летний философ решил, что настал час свержения "диктатуры буржуазии". Особенно вдохновлял лозунг бунтующих студентов - "воображение к власти!", ведь воображение, по Сартру самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.

Он начал свою философскую работу с феноменологии воображения, набросок которой был опубликован еще в 1936 году, и ею же кончил, исследуя мир воображения Флобера. Но звонкие лозунги делу не помогли, правительство де Голля довольно быстро восстановило порядок, а Сартр окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они "боятся революции". Весной 1970 года Сартр становится главным редактором маоистской газеты "Народное дело" с целью, как он сам рассказывал, в какой-то мере обезопасить своим авторитетом это издание от полицейских преследований, а для таких преследований основания были. Об этом можно судить даже по интервью, которое Сартр дал в 1972 году интервью, многозначительно озаглавленное "Я верю в нелегальность". В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни.

Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама, когда десятки тысяч человек на утлых суденышках вышли в открытое море, чтобы найти пристанище на чужой стороне; и немалое число их погибло В последний раз старый философ продемонстрировал, что жизнь и свобода отдельного человека для него дороже идеологических догм. Печальным оптимизмом веет от его последней беседы со своим секретарем. "Видишь ли, мои сочинения неудачны.

Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел Я думаю будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но, во всяком случае, История не спеша движется к осознанию человека человеком Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс.

И это, может быть, одна из моих последних наивностей". Официальных похорон не было. Жан-Поль Сартр, умерший 15 апреля в 1980 году, перед смертью сам просил об этом. Известный французский писатель, активный участник левого движения и крупнейший философ своего времени, превыше всего ценил искренность.

Однако по мере того как похоронная процессия продвигалась по левобережному Парижу, мимо любимых писателем мест, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. Глава2 Труды Основные произведения. Романы "Тошнота" (1938), "Зрелый возраст"(1945), "Отсрочка" (1945), "Смерть в душе" (1949), пьесы "Мухи" (1943), "При закрытых дверях" (1945), "Грязные руки" (1945), "Дьявол и Господь Бог" (1951), "Некрасов" (1956), " Затворники Альтоны" (1960), памфлет "Антисемитизм" (1946), "Коммунисты и мир" (1952) дают в сумме прекрасное обрамление философских работ Сартра.

Среди них особенно важны: "Бытие и ничто"(1943), "Воображение"(1936), "Эскиз по теории эмоций" (1939), "Феноменологическая психология воображения" (1940), " Экзистенциализм – это гуманизм" (1946), "Критика диалектического разума" (1960). "Тошнота". Сартр начал с феноменологического анализа психологии, воображения и эмоциональных состояний, оттолкнувшись интенциональности сознания Гуссерля.

Однако, вопреки Гуссрлю, Сартр полагает, что " Я не обитает в сознании", что оно вне сознания, будучи "Я другого". Гуссерлевское Я несло в себе образы вещей, идеальные фантазмы, Сартр же полагает, что "в сознании нет стола, нет даже репрезентации, стол – в пространстве, у окна, например. Мир не есть сознание.

Сознание есть открытость миру." Мир не экзистенция, и, когда у человека нет больше целей, мир обессмысливается. " Бытие может порождать лишь бытие, человек, включенный в процесс порождения, способен выйти за пределы бытия. Коль скоро человек научился вопрошать бытие, обозревая его как совокупность, у него появилась и возможность выступать за пределы бытия, ослабляя его структуру. Не в человеческих силах уничтожить массу бытия, но изменить свое отношение с бытием человек может. Для этого достаточно выключить себя из обращения. Выскальзывая из сущего, отступая в сторону Ничто, он становится недосягаемым для воздействия бытия.

Декарт, вслед за стоиками, назвал эту способность самовыделнием в Ничто "свободой", но пока это только слово ("Бытие и ничто")". Герой романа "Тошнота", наблюдая за деревьями в саду, их корнями, оградой, галькой, делает открытие, что "экзистенция не необходимость, существуют только случайные совпадения". Сопряженность людей, обстоятельств не ложная кажимость, смысл всего проступает в абсурдной дарованности: этот сад, этот город, я сам. "Когда наконец вам случится понять это, все внутри переворачивается и плывет.вот что такое тошнота". Потеря смысла вещей и отсутствие указаний, как их использовать, роднят сартровскую "тошноту" с хайдеггеровской "тревогой". Критика диалектического разума.

Свобода зависит не только от свободы других, но и от многих ситуаций- проектов. Эту проблему Сартр поднимает в "Критике диалектического разума". Сказать, что человек есть то, что он есть, значит сказать: человек – то, чем он может быть. Материальные условия очерчивают круг его возможностей, но сфера возможного становится целью, ради которой действующий субъект преступает границы объективно данного, т. е. социально-исторической реальности.

Сартр симпатизировал историческому материализму и Марксову тезису о том, что "способ производства материальной жизни определяет, в общем и целом развитие социальной, политической и интеллектуальная жизни". Впрочем, диалектический материализм он отвергает полностью как "метафизическую иллюзию открыть диалектику природы в претенциозных спекуляциях на выводах физики, химии, биологии и других наук". Принять три закона диалектики, названные Энгельсом всеобщими законами природы, истории и мышления, означало бы принять блаженный оптимизм гегелевского типа, отводящий человеку роль пассивного винтика в гигантском механизме.

По поводу печального факта превращения марксистской диалектики в догму Сартр писал: "Годами марксисты-интеллектуалы, полагая себя состоящими на службе партии, пренебрегая опытом, неудобными фактами, по-мужицки грубо упрощая их, концептуализируя то, что еще предстояло как следует изучить". По Сартру, став догмой, официозный марксизм, не считаясь уже с новым опытом, умерщвлял живой дух изначальной идеи диалектики.

Ее ключевые понятия превращены во всеобьясняющие схемы. Сартр считал, что эвристический принцип: "Ищите целое, детализируя части" – выродился в императив террористической практики: "Уничтожить все не похожее". Анализ работы Сартра "Экзистенциализм – это гуманизм". Во время своего знаменитого доклада " Экзистенциализм – это гуманизм" (1946) Сартр пытался выступить в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения.

Экзистенциализм обвиняли в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния, в подчеркивании человеческой низости ("забыли об улыбке ребенка"), в игнорировании солидарности людей, в отрицании реальности и значения человеческих поступков, в способствовании произволу.

Неслучайно Сартр употребил в названии слово гуманизм. Сартр напоминает, экзистенциализм – это исключительно строгое учение, меньше всего претендующее на скандальную известность и предназначенное, прежде всего для специалистов и философов. Люди, не имеющие отношения к философии, часто понимают серьезные учения так, как им заблагорассудится, ухватив лишь "вершки", они считают, что все предельно просто. Слово приобрело такой широкий и пространный смысл, что, в сущности, уже ничего ровным счетом не означает. Между тем, исходя из строгого учения, Сартр раскрывает сущность экзистенциализма и дает упрощенные формулировки морали, ценностей, которые не нашли своего выражения в его предыдущих философских работах.

По Сартру, человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал.

Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Заброшенность, отчаяние и т. д. имеют особенное значение, и, по Сартру, вовсе не толкают к пессимизму. Например, что касается отчаяния, то этот термин имеет чрезвычайно простой смысл. "Он означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие". Экзистенциализм помогает избавиться человеку от иллюзий, напрасных надежд в его действии. Однако, это не призыв к бездействию, отнюдь. " Сначала я должен решить, а затем действовать, руководствуясь старой формулой: нет нужды надеяться, чтобы что-то предпринимать" – говорит Сартр. Мне кажется это справедливо и правильно, человек будет делать то, что может, не питая иллюзий.

Одновременно, с помощью сартровской философии осуществляется отрицание квиетизма (для философа не приемлема позиция: другие могут сделать то, чего не могу сделать я). Это честно, ибо утверждать, что я бы полюбил, но не встретил подходящего человека, или я бы написал хорошую книгу, но у меня не было досуга – самообман.

В действительности, как считают экзистенциалисты, нет никакой любви, кроме той, что создает саму себя; нет никакой «возможной» любви, кроме той, которая в любви проявляется. Нет никакого гения, кроме того, который выражает себя в произведениях искусства. Может быть, поэтому экзистенциализм обвиняют в критическом отношение к человеку, ибо люди часто скрывают свои низменные инстинкты за обстоятельствами, пытаются отречься от ответственности, обвинить кого-то, или что-то в своих промахах и ошибках.

Но этого мало, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. Человек, такой, каков он есть - предоставленный самому себе в этом мире без Бога - свободен, осужден на свободу. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Создание морали может быть приравнено к художественному творчеству. Таким образом, ценности непредсказуемы. Сартр напоминает человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого. В заброшенности он будет решать свою судьбу; реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление. Но если идеи Бога нет, то и ценности традиционного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и безусловной форме, они становятся порождением свободы: "Человек, лишенный помощи и поддержки, приговоренный ежеминутно создавать человека". Может быть такая свобода - каприз? Нет. Но в них есть, то общее, что все они - ценности свободы. Но стремление к свободе - это и стремление к свободе других.

Свобода целиком зависит от свободы других людей, и свобода других зависит от нашей свободы В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие.

Таким образом, Сартр возвращается к сущности традиционного гуманизма. Человеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми. Глава3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жан Поль Сартр

Речь идет об экзистенциализме.Определенный в Советской России как " крайне реакционная форма современного идеалистического мракобесия", в настоящее… Он был на 3 см. ниже своей жены (известный философ Симон Де-Бовуар) Но он… Его культура, память, ненасытность творчеством и жизненной потребностью поражали всех его знакомых. Кто же он,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизненный путь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Система философских взглядов
Система философских взглядов. французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от неко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги