рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль мифа в формировании общества

Работа сделанна в 2005 году

Роль мифа в формировании общества - Курсовая Работа, раздел Философия, - 2005 год - Комитет Общего И Профессионального Образования Ленинградской Области Кафедра...

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Кафедра культурологии и философии Тема Роль мифа в формировании общества Курсовая работа Выполнил студент 4 курса философского факультета Троян А.С. Научный руководитель Профес. филос. наук, доцент Казеннов А.С. Санкт Петербург 2005 год. План. I. Введение. Стр.II. Основная часть III. Глава 1. Возникновение мифа. Стр.8 Миф как первая донаучная форма познания.Стр.14 Глава 2. Взаимодействие мифа и общества. Стр.17 Мифы XX века. Стр.IV. Заключение. Стр.V.Используемая литература Стр.27 Введение. Приход наш и уход загадочны их цели Все мудрецы земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец, Откуда мы пришли, куда уйдем отселе. Омар Хайям С древнейших времен человек устремлялся к первым началам и к конечным причинам, страстно желал познать тайны начала рождения, возникновения и конца умирания, исчезновения.

Причем, очевидно, здесь имеет место не только и не столько теоретический интерес. Это вопросы глубоко экзистенциальные. Едва только человек начинает осознавать себя, он сталкивается с фактом смерти, собственной конечности. Этот факт не может оставить человека разумного в покое. Подобно Сфинксу он стоит перед каждым человеком и любой культурой и требует ответа на его загадку. Что такое мифы В обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших золотое руно, Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово миф имеет древнегреческое происхождение и означает именно предание, сказание. Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.

Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов.

Назовем их космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной, антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества, мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, эсхатологические мифы - мифы о конце света, конце времен. Прекрасную характеристику первобытного мифа в его универсальной, а не только мыслительной значимости находим у профессора И.М. Тронского в его статье Проблемы гомеровского эпоса Сущность мифа и в этом конститутивный момент всякого мифообразования с первобытных времен в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа прошлым и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшемМифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое, не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы наиболее верным средством представляется подражательное воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей.

Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе.

Так получается мифологическая картина мира, где и самая структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей и рассматривает предметы главным образом в их целостности13. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, что оживление мифологических структур в XX веке произошло во всех сферах миропонимания.

Мифологическое как составная часть духовной жизни возрождается в современных культурах, вновь входит в конструкцию социокультурных феноменов жизни постиндустриального общества.

И нельзя говорить о том, что роль мифа закончена только на стадии формирования общества. Миф находится во взаимодействии с обществом и сегодня. Мифологичность и архаические традиции в процессе ремифологизации духовной жизни общества и человека становятся одной из структурных единиц мировоззрения и современного российского общества. Этому способствует состояние системного кризиса, в котором уже несколько десятилетий пребывает наша страна.

Для разработки теоретических оснований духовных ценностей, в том числе и мифологического характера, необходимо обращение к историко-культурному наследию. Эта проблема была представлена в трудах многих европейских авторов Г. Риккерт, М. Вебер и др она характерна для творчества русских философов XIX XX вв. Русские религиозные мыслители эпохи культуры серебряного века от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского и А.Ф. Лосева пытались, прежде всего, раскрыть в общечеловеческих ценностях их духовное содержание.

Философия всеединства как философско-антропологическая доктрина, в частности, тем самым выявляла ценностные начала в человеке и его бытии. Многие другие отечественные мыслители Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др. полагали, что ценность человека заключается в положительном освоении им социальной жизни и социокультурных ценностей. Характеризуя мифологию как важнейшую сторону духовной культуры, профессор М.С. Каган пишет, что примитивность этой первоначальной формы осмысления мира проявилась в недифференцированно-синкретическом характере архаических праценностей.

Они, по его мнению, не были еще ни религиозными, ни нравственными, ни политическими, ни эстетическими. Они содержали лишь зерна всего того, что в дальнейшем предстанет в виде системы самостоятельных ценностей. Культуролог С.А. Смирнов делает акцент на первичность мифа в культуре. Он рассматривает культурное развитие исторически, как смену эпох независимо от масштаба субъекта индивид это или социум.

В этом случае можно выделить четыре базовые рамочные идеи идеи Мифа, Природы, Деятельности, Техники. Смена указанных четырех рамочных идей, подчеркивает он, означает полный культурный цикл, или цикл культурного развития по принципу. Проблемами мифа и мифологического в культуре занимались уже представители античной философии Сократ, Платон, Эвгемер и др Эпоха Возрождения дает первые попытки формирования сравнительной мифологии, которые содержаться в учениях М. Монтеня, Ж. Лафито, Ш.де Бросса и др. Научный подход к мифам можно выявить в философии Ф. Бэкона и социальной философии Дж. Вико. Эпоха Просвещения создает предпосылки для рационального рассмотрения первобытных обычаев, нравов, мифов Дидро, Юм, Фонтенель, Монтескье, Вольтер и др Европейские романтики эпохи Просвещения уделяли значительное внимание мифологии Гердер, Гейне, братья Гримм и др История научной мысли XIX-XX вв. показала, что к теме миф и мифотворчество обращались все выдающие представители этого времени.

Несомненную значимость в этом направлении представляют работы З. Фрейда и К.Г. Юнга, рассматривавших миф как иррациональное отражение психологических комплексов и как выражение коллективного бессознательного, присущего всем людям, народам и расам, всему Космосу.

Элиаде дает определение мифа как священной истории. Миф, по его утверждению, рассказывает о событиях, которые имели место в изначальные времена и связаны с творением мира в целом или отдельной его части. В акте творения непременно участвуют сверхъестественные существа, таким образом, миф единственная подлинная реальность, во всяком случае, для первобытного человека.

Кроме того, миф служит прототипом, образцом для всех человеческих обрядов и всех существенных видов профанной, обыденной деятельности. На всем протяжении истории человечества Элиаде прослеживает социальную функцию мифа и показывает, что мифологическое мышление преобладало в философских концепциях античности, в народном христианстве в средние века, в идеологии любых милленаристских движений и возрождается вновь в философии и искусстве XX века.15 Особое место в мифологической концепции Элиаде отводится понятию времени и, соответственно, истории.

Есть сакральное мифологическое время, в котором творилась вселенная, в котором действуют боги и осуществляются мифы. И существует профанное время, соотнесенное с этим сакральным, но более слабое, чем последнее. Рассказ мифа это прорыв священного, равнозначный иерофании богоявлению.

Профанное время исторично. Оно линейно, необратимо и доступно индивидуальной памяти, тогда как мифологическое время сохраняется лишь в коллективной памяти или, точнее, в коллективном бессознательном. Глава 1.

Возникновение мифа

Миф делает это не через логику или образец поясняет эту позицию исслед... Она, это сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш ра... Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом... Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызван... Миф становился продуктом или особого типа мышления первобытного мышлен...

Миф как первая донаучная форма познания

Донаучное это мифология и религия. Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью. Объективность. Наука результат общественного развития, с момента своего зарождения он... Утверждается представление о бесконечности Вселенной, в которой Земля ...

Взаимодействие мифа и общества

Именно поэтому она, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы при... Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессоз... Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных ... Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидив... В идеологии нового и новейшего времени миф используется для обозначени...

Заключение. Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением и разумом человека.

Воображение великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало Илиаду и Рамаяну, Эпос о Гильгамеше и Энеиду. Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в сознании архитектора. Сознание древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни.

Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей. Вслед за А.Ф. Лосевым и другими, созвучными ему исследователями мы исходили из того, что мифология есть явленное человеку непосредственно, еще не расчлененное разумом на отдельные составляющие, потому и единая и целостная действительность, неотъемлемой частью которой является сам человек.

Этим обусловливается синкретический и диалектический характер мифологического способа мышления. Человечество нуждается во всех способах познания и в научном, и в религиозном, и в философском. Синкретически все эти способы познания были соединены в мифе. Еще один важный фактор, обусловливающий существование мифов в современной России- высокая мифологичность сознания населения, которая порождает многочисленные иллюзорные концепции и представления утопии, веру в чудеса и проч Социокультурная природа человека, в том числе и современного россиянина, требует мифа как компенсации утраченной социальной гармонии.

Мифологизированное сознание удовлетворяет потребность людей в такой компенсации. Резюмируя вышесказанное, отметим в условиях кризисного состояния общества миф необходим человеку, поскольку он в значительной мере решает проблему его адаптации. Миф трактуется как важное социокультурное явление, сопричастное основным сферам общественной жизни- морали, религии, философии, искусству-с соответствующими духовными ценностями.

В контексте мифа человек постоянно ощущал свое единство с природой, с социумом, Космосом как с некой целостностью, находящейся в единстве и взаимосвязи. Используемая литература. 1.Асмус В. Ф. Античная философия. М. Высшая школа.1976. 2.Бернал Дж. Наука в истории общества. М. Из-во иностранной литературы. 1956. 3.Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л 1940.с.87,128 4.Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей.

Калуга Золотая аллея,1993 5.Косарев А. Философия мифа Мифология и ее эвристическая значимость- М. ПЕР СЭ СПб. Университетская книга, 2000.с.96-106,175-200,271-273. 6.Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. Учпедгиз, 1957.с.8,9,12-14,593. 7.Лосев А.Ф.Из ранних произведений. М.Правда,1990. 8.Лосев А.Ф. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. Издательство политической литературы, 1991. 9. Введение в философию.

Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях М. Политиздат, 1989. 10.Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева. Вопросы философии N7, 1989. 11.Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичева. М. Советская энциклопедия 1983. 12.Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М 1992 13.Тронский И. М. Проблемы гомеровского эпоса. М Л 1935.с.23 14.Хюбнер К. Истина мифа. М 1996 г Стр. 80 81. 15.Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб. Алетейя,1998. 16.Яцук Д.М. Мифологическое в духовной культуре.

Автореферат на соискание уч. степ.канд.филос.наук кафедра философии и социологии ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003.

– Конец работы –

Используемые теги: Роль, мифа, формировании, общества0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль мифа в формировании общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роль СМИ в формировании стиля жизни общества
Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля… Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе,… В качестве объекта исследования выступает современный качественный журналы для мужчин. Предмет: публикации,…

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Народная латынь и ее роль в формировании рмоанских языков
План... понятие народной латыни... Краткая периодизация народной латыни Проблема формирования романских языков Теории образования романских языков Этнические факторы субстрат суперстрат адстрат...

Роль брака в формировании общественной системы
Цивилизации-моногамия единобрачие .Моногамия возникает из парной семьи.Она основана на господствемужа с определенно выраженной целью рождения детей… Досредних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой… Согласнобуржуазному пониманию,брак был договором,юридической сделкой,и притом самой важной из всех,так как она навсю…

"Битлз и их роль в формировании молодежной культуры XX века
Но, несмотря на это, и в наши дни это слово не утратило своего значения. Наверное, нет на свете человека, который бы не знал и не любил песен… Сейчас, когда все это уже история, кажется невероятным, что четыре… Битлз наложили свой отпечаток на все, к чему прикасались. Прежде всего, когда они играли на сцене, зрители видели и…

Роль информатизации в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства
Условия развития информационного общества Информатизация и ее роль в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства. … Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:… Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы – с одной…

Экономика и ее роль в жизни общества
Понятие о разделении труда Разделение труда обособление качественно отличных видов трудовой деятельности... Этапы общественного разделения труда... а выделение сельского хозяйства земледелия и скотоводства из охоты и собирательства...

Роль информатика в обществе
Отметим, что термин «статистические данные» представляет собой, образно говоря, «сырье», полученное в результате статистического наблюдения. В… Применение весьма тонких методов статистического исследования для нужд… Они должны отвечать определенным требованиям. Важнейшим требованием является достоверность данных, получаемых в…

Роль школьного психолога в формировании классного коллектива
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера,… В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для… Психолог-консультант прислушивается к ребенку и предоставляет ему необходимую возможность для выражения собственных…

0.05
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Акционерные общества и их роль в экономике Введение.Приватизация в России проводилась как стратегическое преобразование, посредством которого «ничейную» якобы и потому малоэффективную… Всего к 1998 году приватизировано 129,5 тыс. предприятий. На них приходится… В таком случае основными субъектами управления выступают организаторы реального проекта, а их экономическим интересом…
  • Роль языка в развитии общества Это связано с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.Проблема, которая меня заинтересовала -… Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также… Совершенствовать свою речь – задача каж¬дого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок…
  • Роль государства в политической жизни общества Близких взглядов придерживался Б. Спиноза Г. Гегель видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели в нем орудие, машину для… Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной… Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью…
  • Философия - её предмет и роль в обществе Становление философии как науки Причины становления философии как науки... Немецкая классическая философия... Конец XVIII и первая половина XIX веков ознаменованы крупнейшими достижениями выдающихся немецких философов Им...
  • Философия, ее предмет и роль в обществе Термин философия пришел к нам из древней Греции и состоит из двух слов фило любови и софия мудрость Философия это одна из форм... Уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых... На основе философии формируется целостное представление научной картины мира знания вообще правильного образа мира...